834
Наше исследование позволило выделить педагогические предпосылки, ко-
торые необходимо учитывать при обучении студентов в сельскохозяйственном
вузе. Считаем, что ими являются:
недостаточный уровень образования выпускников сельских школ по не-
которым предметам;
устаревшая материально – техническая база, включая здания, сооруже-
ния с высоким процентом износа, ауди- и видеотехнику, компьютерную технику
и программное обеспечение, сельскохозяйственную технику и др.;
устаревший библиотечный фонд;
нехватка квалифицированных учителей;
высокие удельные затраты на одного учащегося, превышающие затраты
в городской школе;
отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций.
А потому необходима стратегия комплексного решения проблемы, позво-
ляющая, с одной стороны, на государственном и региональном уровнях бороться
за преодоление указанных недостатков, а с другой – учитывать особый соци-
ально – культурный статус сельской школы, национальные и демографические
особенности российских регионов, накопленный позитивный опыт и традиции
сельского образования. [4]
Образование, осуществляемое в сельских школах, имеет свою специфику.
Оно обусловлено целями, функциями, особенностями организации и условиями
функционирования этих образовательных учреждений. Основная цель их созда-
ния: обеспечение сельским школьникам оптимальных возможностей для полу-
чения широкого общего образования, самостоятельного выбора предметов для
углубленного изучения, накопления интеллектуального багажа, развития общей
культуры, формирования высоконравственной гражданской позиции, создание
условий для подготовки школьников к выбору профессии. Но не всем сельским
школам удается реализовать эту цель. Многие выпускники школ и родители не
удовлетворены качеством обучения.
Среди основных причин неудовлетворенности своим школьным обуче-
нием выпускники сельских школ называют: неинтересные программы, плохое
техническое оснащение, учебные перегрузки, дефицит таких важных для них ка-
честв у педагогов, как интеллигентность, компетентность, профессионализм,
дружелюбие, доброта, умение и стремление понять каждого, готовность к откры-
тому диалогу, терпимость к несхожим позициям. [1; 3]
Удаленность большинства сельских школ от научно-методических и куль-
турных центров и от места деятельности других учительских коллективов