833
альному расположению, социальному окружению, национальному составу, стре-
мящиеся удовлетворить образовательные потребности детей и выполняющие
специфические задачи общеобразовательной и трудовой подготовки школьни-
ков. Сельская школа и сельское общество неразрывны. Они функционируют в
едином социальном и временном пространстве. Будучи органической частью це-
лого, сельская школа отражает все противоречия, проблемы, ценности, ему при-
сущие. Отсюда и вполне справедливы утверждения: здоровое общество – здоро-
вая школа, больное общество – больная школа. Взаимозависимость образова-
тельных учреждений и общества проявляется также и в том, что школа на селе
призвана обеспечить обучение и воспитание, адекватное потребностям социума,
а значит, потребностям сельскохозяйственного производства, социальной
сферы, семьи и личности. [2] Именно поэтому состояние сельской школы сего-
дня вызывает тревогу. Ведь это тот социальный институт, где сложнее и труднее
всего реализовать конституционное право граждан на получение образования
независимо от места проживания. Подавляющее большинство малочисленных
школ не в состоянии внедрять новшества, которые характерны для городских
школ (вариативность образования, профильные классы, классы компенсирую-
щего обучения и др.). Сельская школа более других нуждается в модернизации
содержания образования, отвечающего потребностям аграрного сектора страны,
во внедрении новых образовательных и социально-педагогических, социально-
психологических технологий, приемлемых для малочисленных классов и адек-
ватных психологическим особенностям сельских детей.
Для реализации общеобразовательной подготовки сельских школьников
необходимы определенные экономические, социальные, педагогические, орга-
низационные условия. Их отсутствие или недостаточный уровень влияют на ка-
чество подготовки. Реально существующее положение свидетельствует о:
низком социально-экономическом статусе сельской школы, сельского
учителя;
неадекватности содержания образования реальностям жизни, потребно-
стям времени и учащихся;
невостребованности ценности образования в сельском обществе, паде-
нии интереса к знаниям;
недостаточной мотивированности педагогической деятельности сель-
ского учителя;
отсутствии действительной, истинной потребности в получении образо-
вания среди учащихся сельских школ;
росте потребительских ориентаций, разочаровании, растерянности;
кризисе сельской семьи и семейного воспитания.