Стр. 797 - сборник

Упрощенная HTML-версия

796
им основу для будущей взрослой жизни, а она закладывается прежде всего в
кругу друзей, имеющих общие ценности.
Второй возможный эффект малых школ – особые отношения с родителями
и окружающим миром (социумом). В малой школе больше возможности органи-
зовать содержательный диалог учителей и родителей и соучастие и тех, и других
в жизни школы. Малая школа оказывается как бы ближе к сообществу, которому
принадлежат родители ее учеников, его частью, а в некоторых случаях и его си-
стемообразующим элементом.
Так, школа на селе оказывается часто фактором, удерживающим село от
вымирания, часто – основным социокультурным центром села, а в некоторых
местах и основным организатором хозяйственной жизни на селе. Сельское сооб-
щество, естественно, заинтересовано в деятельности школы, которая, в свою оче-
редь, втягивает родителей в круг школьной жизни и школьных интересов.
Особенностью организации воспитательного процесса в сельской школе
является возможность более гибкого построения режима работы школы, стира-
ние резких граней между формами учебной и внеучебной деятельности, напри-
мер, проведение учебных занятий и внеклассных мероприятий на природе, у ко-
стра, на берегу реки. Целесообразно привлечение к проведению уроков по вы-
бору, занятий по интересам местных и районных специалистов, родителей. Такие
мероприятия, как правило, разрабатываются и педагогами, и учащимися. Они
разнообразят школьную жизнь, снимают напряженность от повседневной
жестко заданной организации, раскрепощают детей.
У малочисленной школы есть очень важное, завидное для большинства
школ преимущество, дозволяющее коллективно, с участием всех учащихся и пе-
дагогов, а также родителей решать многие вопросы на общешкольном собрании,
которое является важным средством развития самоуправления. Все учащиеся
школы могут собраться и оперативно решить возникающие проблемы.
Поскольку центром всей воспитательной работы на селе является школа,
то возможности педагогического влияния на детей, включения их в социально
значимую деятельность выше, чем в городской. В этой связи возрастает ответ-
ственность педагогов за результаты своего труда. Вероятно, поэтому хорошие
сельские школы отличаются своими традициями, имеют свое лицо. Здесь ярче
просматривается зависимость психологической атмосферы в школьном коллек-
тиве от отношений педагогов, их профессионализма. Школа в значительной мере
определяет культуру села, его будущее. Сельская школа сегодня – это не просто
образовательная организация, это социокультурный и воспитательный центр
села.
В качестве заключения хотелось бы привести слова главы минобрнауки
Ольги Васильевой на III Всероссийском съезде сельских учителей в Чебоксарах