795
разного возраста, и учащиеся включаются в разностороннюю трудовую, позна-
вательную, культурную деятельность. В этом случае субъектами воспитания вы-
ступают не только педагоги школы, но и специалисты других детских учрежде-
ний села, работники культуры, коллективы предприятий и хозяйств.
Разновозрастное взаимодействие имеет большой воспитательный потен-
циал и обеспечивает подготовку к социальной самозащите, предполагающей
обучение принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях, устанав-
ливать контакты с различными людьми в постоянно меняющихся условиях.
Организовать разновозрастное взаимодействие в сельской школе гораздо
легче, чем в городской. Компактное проживание учащихся в небольших населен-
ных пунктах, корпоративность отношений по родственному признаку ведут к
тому, что такой тип взаимодействия формируется не только в школе, но и за ее
пределами. Он воспринимается школьниками как вполне естественный и служит
основой для развития дружеских, товарищеских отношений среди детей разного
возраста.
В школе могут формироваться объединения с относительно постоянным
составом школьников, а также временные группы. В одних видах деятельности
возникают объединения из всех учащихся школы, в других – из представителей
нескольких классов. В одни объединения входят педагоги, учащиеся и родители,
в другие – только школьники. Сама школа представляет собой реально действу-
ющий разновозрастной коллектив.
Объединение детей разных возрастов на одном уроке меняет эмоциональ-
ный фон занятий. У ребят появляется возможность демонстрировать свои знания
большему кругу людей, чем раньше (следовательно, повышается мотивация к
учению вообще). Разновозрастное обучение способствует социальному разви-
тию детей. Старшие помогают младшим в организации учебной деятельности,
что оказывается особенно важным именно для тех учеников, которые по тем или
иным причинам не могут реализовать себя в группе сверстников на обычном
уроке.
Однако это возможно только в том случае, если учебная работа организо-
вана действительно грамотно, если учитель тщательно обдумывает содержание
и формы совместной деятельности детей, раскрывает перед учениками значи-
мость действий каждого, обеспечивает сменяемость ролевых позиций детей в те-
чение занятия.
Первый эффект, который может возникать в малых школах, – это эффект
сообщества. В таких школах гораздо проще создать атмосферу семьи, сообще-
ства близких друг другу людей. Этот эффект сообщества, быть может, самый
главный и самый мощный. Поскольку основная задача школы (по крайней мере,
в ее подростковой части) – научить ребят жить с людьми «по-человечески», дать