794
села сложнее попасть в кинотеатры, музеи. Все это оказывает влияние не только
на подрастающее поколение, но и на педагогов, чьи возможности продолжения
образования, повышения квалификации, обмена опытом, культурного роста
также ограничены.
Сельская школа способна оказывать существенное влияние на решение со-
циальных проблем села, оперативно реагировать на происходящие вокруг собы-
тия. Развитие школы неразрывно связано с ее социальным окружением, исполь-
зованием воспитательного потенциала сельского социума. Школа при этом яв-
ляется носителем самых лучших, прогрессивных идей, традиций, обрядов.
На построении учебно-воспитательного процесса и создании воспитатель-
ной системы многих сельских школ отражается ее малочисленность, что имеет
как положительные, так и отрицательные стороны. В маленькой сельской школе
имеются особенно благоприятные условия для сотрудничества, организации сов-
местной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и млад-
ших, так как нет резкой обособленности между классами, учащимися разного
возраста. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга,
отношений в семьях способствуют установлению доброжелательных и довери-
тельных отношений между педагогами и школьниками.
В то же время малочисленность коллектива сельской школы создает опре-
деленные проблемы в организации учебно-воспитательного процесса. Затрудня-
ется и ограничивается выбор форм и методов воспитания в классном коллективе
такой школы, некоторые из них теряют всякий смысл. Малочисленность классов
в большинстве школ ограничивает круг общения детей, развитие коммуникатив-
ных умений, способности быстро ориентироваться в новой обстановке.
Педагогическая работа в сельской школе должна быть направлена на вос-
питание гражданина, способного и желающего успешно трудиться на селе. Вос-
питание хозяина земли, культурного труженика села, конкурентоспособного,
умеющего организовать прибыльное дело в условиях села, возможно при орга-
низации следующих направлений работы:
- создание школьных трудовых объединений, собственных подсобных хо-
зяйств, агрошкол;
- распространение и освоение опыта ведения фермерских хозяйств, освое-
ние экономических знаний, современных производственных технологий на селе;
- организация целенаправленной профориентационной работы.
Учитывая проблемы и достоинства сельской школы, можно определить
специфические идеи, реализация которых может обеспечить результативность
воспитательной работы.
Целесообразно организовывать социально-педагогические комплексы, ко-
гда на территории сельского социума создается единая база воспитания детей