793
Annotation. The article discusses the functioning of rural ungraded schools. The
author concluded that the rural school today is not just an educational organization, is
a cultural and educational centre of the village.
Ключевые слова: образовательная среда, социокультурная среда, сельская
малокомплектная школа, воспитательные технологии, профориентация, коллек-
тивная творческая деятельность, традиции.
Keywords: educational, socio-cultural Wednesday Wednesday, rural low-com-
plete school, educational technology, vocational guidance, collective creativity, tradi-
tion.
Малокомплектные школы очень распространены в российской сельской
местности. На селе малокомплектная школа – это образовательное учреждение,
в котором обучаются менее сотни учащихся, один преподаватель на несколько
предметов, в классе от двух до десяти учащихся, без параллелей.
Социокультурная среда села устойчива к традициям. Вследствие этого ро-
дители, односельчане имеют посильное влияние на обучение и воспитание детей.
В сёлах в большей степени, чем в городах, сохранились национальное самосо-
знание, внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и при-
роде. Сельская нравственно-этическая среда достаточно устойчива, у детей зна-
чительно раньше формируется уважение к людям старшего поколения, к тради-
циям сельской местности, уважение к профессиям, взаимопомощь.
Круг общения детей здесь не столь богат, но само общение отличается де-
тальным восприятием людей. Опыт старших поколений передается с помощью
наглядного примера. Естественна забота о пожилых и младших односельчанах.
В сельских школах интенсивнее развивается народное искусство, что оказывает
значительное влияние на формирование духовного облика его жителей. Природ-
ная среда на селе естественна и приближена к народу. Она включена в жизнь и
быт людей. Сельский школьник воспринимает природу как естественную среду
обитания. Поэтому для сельских школьников особо важно овладеть основами
экологической культуры и природосберегающего хозяйствования.
В сёлах по сей день сохраняется более низкий уровень образования насе-
ления, а как следствие, – и более низкий общий уровень культуры взрослых, ко-
торые окружают детей. Это сказывается на развитии интеллектуальных способ-
ностей, уровне знаний и мировоззрении маленьких жителей, что часто ведет к
заниженным требованиям к получаемому образованию. На селе недостаточно
возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста: ма-
ленькие фонды библиотек, мало кружков, спортивных секций и т. д. Жителям из