Стр. 711 - сборник

Упрощенная HTML-версия

710
Однако, для обоснования необходимости и целесообразности функциони-
рования горизонтальных маркетинговых систем в АПК следует акцентировать
внимание на том, что интегрируя свои усилия, каждый сельхозпроизводитель
способствует достижению конкурентного преимущества системы за счет сов-
местного использования инфраструктурных возможностей (речь идет о совмест-
ном сбыте сельхозпродукции) и одновременно порождает возможность получе-
ния синергетического эффекта управления, суть которого состоит не в установ-
лении некой подчиненности друг другу, а в более высокой рентабельности сель-
скохозяйственного производства при взаимодействии товаропроизводителей,
нежели в ситуации раздельного управления своими предприятиями. При этом
никаких претензий на объединение собственности никто не выдвигает. А взаи-
модополнение ресурсов каждого рыночного субъекта – участника такой системы
дает дополнительную экономию за счет трансакционных издержек, позволяет
территориально расширить рынки сбыта сельхозпродукции и при этом сократить
накладные расходы товаропроизводителей и т.д.
Стратегия интеграции не гарантирует получения синергетического эф-
фекта: объединение нескольких элементов для его возникновения необходимо,
но недостаточно. Интеграция предполагает не только объединение в рамках еди-
ного производственного комплекса или технологической цепи материально-тех-
нических ресурсов и оборудования с прогнозированием производственного и
экономического эффектов. Важную роль играет социальная составляющая,
включающая организационную культуру, методы управления, социальный кли-
мат. [2]
В научной литературе выделяются разные виды синергетических эффек-
тов. И. Ансофф классифицировал синергетические эффекты по критериям, со-
ставляющим прибыль фирмы [1]:
— торговый синергизм (проявляется при использовании общих каналов
распределения для разных товаров, общего бренда группы товаров, при реализа-
ции стратегии «связанных» продаж);
— операционный синергизм (проявляется в более эффективном использо-
вании производственных мощностей, персонала; снижении удельных издержек
и операционных расходов на единицу товара);
— инвестиционный синергизм (может быть следствием совместного ис-
пользования оборудования, общих запасов сырья, использования результатов
НИОКР и «ноу-хау» при производстве различных продуктов);
— управленческий синергизм (возникает при использовании опыта, квали-
фикации, качеств управленческого персонала для реализации новых проектов,
решения стратегических задач и т.д. Данный вид синергии присутствует в при-
были через повышение конкурентоспособности компании, усиление ее рыноч-
ной позиции, выбор наиболее эффективных решений).
По-нашему мнению, данному этапу функционирования горизонтальных
маркетинговых систем в АПК наиболее соответствует торговый синергизм. С те-
чением времени можно будет говорить и о проявлениях всех прочих разновид-
ностях синергетических эффектов, выделенных И. Ансоффом.