711
И в заключение следует остановиться на достаточно важном вопросе: кто
и каким образом сможет оценить количественно синергетический эффект функ-
ционирования горизонтальных маркетинговых систем вообще и в АПК в частно-
сти. В данном случае следует исходить из того, что должна быть разработана
система индикаторов и критериев оценки результативности такой горизонталь-
ной маркетинговой системы с учетом специфики ее сельскохозяйственной
направленности. Должна быть процедурно сформирована система ее экспертных
оценок. Затем следует проработать методику ранжирования количественных по-
казателей оценки результативности деятельности такой горизонтальной марке-
тинговой системы и формализовать расчет интегрального(ных) показателя(лей)
синергетического эффекта с последующим определением экономического эф-
фекта для отдельной сельской территории или региона в целом. А, следова-
тельно, заниматься этими вопросами должны не сами сельхозпроизводители–
участники горизонтальной маркетинговой системы, а экономические подразде-
ления властных структур разных уровней. Альтернативно можно рассматривать
и зарождающиеся в разных регионах и демонстрирующие первые позитивные
результаты своей деятельности агрокластеры, в функции которых безболезненно
можно вменить и применение оценочных методик результативности горизон-
тальных маркетинговых систем, формирующихся в сельских территориях.
При этом следует акцентировать внимание на том, что механизм выстраи-
вания горизонтальных маркетинговых систем и доведения их действия до опти-
мальных параметров еще не достаточно проработаны в силу невозможности рас-
смотрения этого явления с институциональной точки зрения из-за отсутствия яс-
ности видения параметров, критериев оценки результативности деятельности го-
ризонтальных маркетинговых структур в АПК. Речь идет о слабой изученности
перспектив и отсутствии как таковых стратегий развития горизонтальных мар-
кетинговых систем в АПК. Но по нашему мнению, это дело времени.
Список литературы:
1. Ансофф. И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: ПитерКом, 1999. –
416 с.
2.Валюхов С.Г., Гаджиметов Б.Э., Часов Е.М. Организация управления ин-
тегрированной компанией (структурные решения) / С. Г. Валюхов, Б. Э. Гаджи-
метов, Е. М. Часов // Энергия – ХХI век, 2007, №3 (65), с. 70-79.
3. Чупрякова А.Г., Косинский П.Д. Роль сельского хозяйства в реализации
политики импортозамещения и поддержания продовольственной безопасности
региона /А.Г.Чупрякова, П.Д.Косинский //Международный журнал прикладных
и фундаментальных исследований №12, 2014, с. 208-211