708
Abstract. Horizontal marketing distribution system in the agricultural sector re-
quire joint efforts of market subjects of commodity circulation, each of which is com-
pletely independent, but is ready for joint use of production, and other capabilities,
resources to achieve common goals, understanding that the synergistic effect of each
agricultural producer – member of such a system will be much higher than that which
it can receive the working individually.
Ключевые слова: сельхозпроизводители, горизонтальные маркетинговые
системы распределения, синергетический эффект, интеграция, кооперация.
Keywords: farmers, horizontal marketing distribution system, a synergistic ef-
fect, integration, cooperation.
В современных условиях вопросы сосуществования предприятий различ-
ной отраслевой принадлежности как элементов интегрированных социально-
экономических систем стоят достаточно остро. Коммерческие связи рыночных
субъектов в рамках производственной интеграции и кооперации сельхозпроиз-
водителей носят многоуровневый характер и являются основой рациональной
территориальной организации сельскохозяйственного производства, не противо-
речащей реализации экономических интересов этих рыночных субъектов.
Маркетологи считают целесообразным формирование таких неформаль-
ных объединений, которые называются горизонтальными маркетинговыми си-
стемами распределения и состоят из нескольких товаропроизводителей, а также
одного или нескольких посредников, способствующих перемещению, продвиже-
нию произведенного товара в адрес конечного потребителя. Основой такого рода
систем является объединение усилий всех рыночных субъектов товародвижения,
каждый из которых является совершенно самостоятельным, неподконтрольным
другим участникам процесса, но готов к совместному использованию как произ-
водственных, так и финансовых своих возможностей, ресурсов ради достижения
единых целей, получения конкурентных преимуществ, так как осознает выгоду
от такого объединения усилий с остальными участниками горизонтальной мар-
кетинговой системы. То есть предполагается активное деловое и информацион-
ное взаимодействие участников некой самоорганизующейся системы.
Причем совершенно не обязательным условием такого сотрудничества яв-
ляется наличие производственно-технологической основы кооперационного вза-
имодействия. Хотя в отдельных случаях усиление именно производственно-тех-
нологических связей в рамках производственной кооперации, основанных на
том, что юридически независимые товаропроизводители на договорной основе
изготавливают отдельные элементы готовой продукции и работают на единый
конечный результат. Но на наш взгляд, в большей степени это качается промыш-
ленных предприятий, целью которых является производство особо капиталоем-
кой продукции и без объединения усилий этих предприятий решение масштаб-
ных экономических задач крайне затруднено.