Данная тенденция негативно отражается на уровне продовольственной
безопасности региона.
5. Непосредственную угрозу продовольственной безопасности региона
несет отсутствие в области необходимого оперативного резерва продоволь-
ствия для увеличения товарных ресурсов и переброски их из одной местности в
другую и отсутствие финансовых ресурсов для скупки не находящих сбыта из-
лишков продукции.
Отсутствие необходимых оперативных резервов продовольствия не поз-
воляет оказывать достаточную помощь при ухудшении продовольственной си-
туации в регионе
.
Определенные конкурентные преимущества имеют место в Омской, Том-
ской, Новосибирской областях, Алтайском и Красноярском краях. Пищевая
промышленность в этих регионах названа ведущей отраслью экономики. Одна-
ко в Кемеровской области есть свои конкурентные преимущества, позволяю-
щие развивать пищевую и перерабатывающую промышленность и достичь вы-
сокого уровня продовольственной обеспеченности и безопасности.
В частности, среди преимуществ можно отметить следующие: достаточно
развитую транспортную инфраструктуру, компактную систему расселения, хо-
рошо развитую инфраструктуру розничного потребительского рынка, высокий
объем розничного товарооборота, эффективную систему социальной защиты
населения
При вхождении России в рыночную экономику регион столкнулся с це-
лым рядом проблем, которые можно было решить с меньшими потерями при
наличии прочной продовольственной базы. Ее отсутствие усиливает зависи-
мость индустриального региона от импортных поставок, что ослабляет позиции
отечественных производителей сельскохозяйственной и продовольственной
продукции. Данная ситуация значительно ухудшилась при вступлении России в
ВТО.
В сложившейся ситуации внешнеэкономическая политика в агропро-
мышленной сфере должна быть направлена на защиту внутреннего рынка про-
довольствия и сельскохозяйственной техники. При этом следует использовать
методы защиты рынка, применяемые в мировой практике: таможенные пошли-
ны, экспортные и импортные квоты. Кроме того, необходимо решить проблему
диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и цен на приобретаемые
для сельскохозяйственного производства ресурсы.
Роль государства в регулировании развития АПК России должна заклю-
чаться:
в разработке эффективной программы защиты внутреннего рынка
удобрений, семян, сельхозтехники и ГСМ;
в создании фонда государственной закупки сельскохозяйственной про-
дукции;
в создании условий для расширения процесса диверсификации в сель-
ском хозяйстве, как горизонтальной, так и вертикальной.
Таким образом, экономическая стратегия России должна быть нацелена
на развитие отечественного производства и наращивание его объемов. При