Развитие творческого потенциала учащихся становится одной из основ-
ных задач современного образования.
Смена образовательной парадигмы, новые образовательные концепции,
новые подходы управления образованием – все это направлено на реализацию
данной задачи. Появилось и широко используется понятие «личностно-
ориентированное образование», в рамках которого разрабатываются и внедря-
ются в школьную практику инновационные технологии. У учителей появился
большой стимул по внедрению инновационных технологий в школьную прак-
тику. Это, несомненно, огромный плюс. В результате реализации современных
подходов в образовании к ребенку предъявляются жесткие и высокие требова-
ния. Для многих учеников это может привести к нарушению здоровья.
По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской Федерации
выявлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в
здоровье до 30%, то эти отклонения к 10-11 классу достигают 80-85%.
Ухудшение здоровья детей стало не только медицинской, но и серьёзной
педагогической проблемой. Поэтому первоочередной задачей является помощь
в выборе способов сохранения и укрепления здоровья.
Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего – семья, ро-
дители, затем – школа, учителя. А из учителей в первую очередь тот, кто боль-
ше всего общается с детьми, причём не формально, а близко на протяжении
многих лет. Речь идёт о классном руководителе.
Любой ли классный руководитель способен заинтересовать своих под-
опечных в выборе поведения, поступках, приносящих пользу здоровью? Да,
любой, если эта роль не будет противоречить его собственным установкам и
потребностям. Формальное, по обязанности, выполнение этой функции не про-
сто бесполезно – оно может нанести вред, особенно если навязываемые педаго-
гом истины не совпадают с его внутренним убеждением, если дети увидят
фальшь и несправедливость. Недоверие к такому учителю неизбежно будет
распространяться на всё правильное и нужное. Что он будет стараться передать
детям.
Вряд ли среди классных руководителей найдутся такие, кто не понимает
необходимости создания условий для сохранения и укрепления здоровья детей,
осознанного выбора ими здорового образа жизни.
Но педагог должен обладать важными профессиональными качествами,
позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи обеспечива-
ющими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно
выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, ре-
флексивной культуры; способность к формированию и развитию личностных
креативных качеств; знания формирования и функционирования психических
процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания,
познания других людей и самопознания, творческого совершенствования чело-
века; основ здоровья, здорового образа жизни, владения знаниями основ проек-
тирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных про-
граммах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной дея-