Наряду с причинами экологического, социально-экономического харак-
тера, все это обусловлено неблагоприятными в ряде случаем условиями воспи-
тания и обучения, не соответствующими физиолого-гигиеническим нормативам
и санитарным правилам, в том числе интенсификацией учебного процесса, рас-
пространением вредных привычек.
Растущая учебная нагрузка, гиподинамия, общий психологический и со-
циальный дискомфорт, несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических
требований к организации учебного процесса, недостаточная подготовка роди-
телей в вопросах развития и охраны здоровья детей – это еще не полный пере-
чень факторов «школьного риска», влияющих на показатели здоровья обучаю-
щихся.
Один из самых острых, на мой взгляд, и требующих срочного вмешатель-
ства фактор – недостаточная физическая подготовка учащихся, поскольку ре-
альный объем двигательной активности школьников не обеспечивает полно-
ценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Установлено, что физическая активность существенно влияет на показа-
тели здоровья человека, а рациональная ее организация связана с общим оздо-
ровлением организма детей. Однако увеличение учебных нагрузок, компьюте-
ризация интересов и досуговых форм жизни ребенка способствовали сокраще-
нию объема двигательной активности учащихся. Также доказано, что двух уро-
ков физкультуры в неделю не хватает для удовлетворения биологической по-
требности растущего организма в движении, а естественная двигательная ак-
тивность неуклонно снижается по мере перехода от класса к классу. Мало того,
в школах широко практикуется неоправданное освобождение учащихся от уро-
ков физкультуры, слабо внедряются малые формы физического воспитания
(физкультурные паузы, игры на переменах и др.). Не во всех школах удовле-
творительно поставлена внешкольная физкультурно-оздоровительная и куль-
турно-массовая работа. Причина такого положения – отсутствие условий для
занятия физкультурой во многих школах России: почти треть школ не имеет
спортивных залов,
занятия проводятся в неприспособленных помещениях,
нагрузка на спортзалы превышает нормативы в 1,5-2 раза, только 0,5% школ
имеют бассейны. С другой стороны, деятельность имеющихся городских спор-
тивных учреждений связана либо с профессиональным спортом, либо с ком-
мерцией.
В ходе социологического исследования установлено следующее: количе-
ство школьников, не посещающих уроки физической культуры, к 2015 году
увеличилось, а занимающихся дополнительно в спортивных секциях и клубах
уменьшилось; в целом от 80% до 100% мальчиков и девочек всех возрастных
групп почти каждый день и более одного раза в неделю испытывают головную
боль, боль в спине, подавленность, раздражительность или плохое настроение,
нервное напряжение, причем девочки в большей степени; по мере взросления
увеличивается количество подростков, имеющих ограниченный объем физиче-
ской активности, регулярно употребляющих табак и алкоголь, в то время как
объем систематических занятий физическими упражнениями от 4 до 7 дней в