мена года», по теме «Военная лирика» учитель рассказывает о возникновении
некоторых военных песен и предлагает прослушать их. В этом случае музыка
вызывает определенные ассоциации и чувства.
Замечено, что у школьников улучшается самочувствие, снимается психо-
логическое напряжение. После контрольной по математике или физике прият-
ная тихая музыка на перемене помогает отвлечься от переживаний, снять уста-
лость, уменьшить тревогу за ожидаемую оценку.
Иногда для прослушивания используются и звуки природного естествен-
ного происхождения. Такие звуки как пение птиц, шум волн, раскаты грома,
шум листвы, дождя и другие, которые тоже способствуют расслаблению и
успокоению организма.
4. Цветотерапия.
Уже в древности люди знали: каждый цвет может по-своему воздейство-
вать на человека – вызывать чувство радости или грусти, возбуждать или успо-
каивать, создавать различные ощущения.
Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противопо-
ложный. Красный цвет влияет на физическое состояние, жёлтый – на умствен-
ное, а голубой – на эмоции.
Красный и оранжевый – активные цвета, действуют на организм возбуж-
дающе, ускоряют процессы жизнедеятельности. Жёлтый – цвет хорошего
настроения. Под воздействием жёлтого цвета быстро принимается решение и
мгновенно выполняется задача. Зелёный – создаёт чувство лёгкости и успоко-
енности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение. Вот почему
в наших школах доски зеленого цвета. Именно, при зеленой гамме цветов рабо-
тоспособность детей выше. Синий цвет способствует восстановлению нервной
системы, помогает при рассеянности.
Многие учителя все это приняло во внимание. Тетради для контрольных
работ имеют обложки зеленого цвета, стенды «это надо знать», «сегодня на
уроке» – голубого, самое главное в таблицах, схемах – красного. Цвет стен в
учебных кабинетах – светло-зеленый, а жалюзи – светло-желтого, бежевого
цвета. Все это для того, чтобы создать у школьников позитивный настрой, за-
мечательное настроение, интерес к обучению.
5. Пропаганда здорового образа жизни.
Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ребёнка, новый
вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно
конструирование и осуществление каждого урока. Строя урок, учителю нужно
знать и понимать, что главное для него – сохранить психическое здоровье уча-
щихся. Это достигается через учёт особенностей класса, создание благоприят-
ного психологического фона на уроке, комфортной обстановки. И пропаганды
здорового образа жизни.
Например, на уроках русского языка часто используются для лингвисти-
ческого анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, про-
пагандирующие спорт, разные его виды, туризм. Школьникам предлагаются
для написания сочинения по прочитанному тексту публицистические работы о
значении спорта, здоровых привычек в жизни человека.