Стр. 20 - Куркина книга

Упрощенная HTML-версия

накапливается мышечное напряжение, падает работоспособность, увеличивает-
ся утомление.
Но физкультминутка является не только атрибутом здоровьесберегающих
технологий, но и одновременно неодобрением со стороны учеников, особенно
старшеклассников. В этом случае учителя не акцентируют внимание учащихся
на самом понятии, а непринужденно превращают ее в элемент урока.
Например, учитель раздает ученикам на первые парты карточки с заданиями и
просит передать их по рядам, а потом с выполненной работой вернуть обратно.
Обмен местами во время урока, работа в группе тоже увеличивают
двигательную активность
.
2. Улыбка.
Улыбка обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся,
который во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористи-
ческой составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех да-
рит здоровье, сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить
его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части
своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство
юмора – один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств же-
лательного собеседника. Постоянная серьезность – признак психологического
нездоровья. От улыбки учителя зависит очень многое: комфортное начало и
конец урока, желание учиться, эмоциональный настрой ученика и, как это ни
парадоксально, но и развитие памяти тоже. Например, один из учителей любит
рассказывать анекдоты или использует известные нам пословицы, забавные
скороговорки на определенные темы урока. Само собой разумеется, объяснения
по данной теме не забудутся, ведь детям было смешно и понятно.
Искренний смех ученика на уроке стоит – с позиций здоровьесбережения
– не менее физкультминутки. Это очень мощный противовес состоянию утом-
ления. Школьники утомились, а учитель «встряхнул» их, оживил творческий
настрой учащихся.
Урок начинается и кончается с улыбки учителя, отсюда у школьников по-
зитивное настроение на весь оставшийся день.
Говоря об улыбке, хотелось бы еще вспомнить слова одного американ-
ского юмориста и карикатуриста Фрэнка Хаббарда: «Улыбка ничего не стоит,
но многое дает». Она дает здоровье, это необсуждаемо.
3. Музыкальная терапия.
Различные формы музыкального воздействия использовались веками как
мощное средство изменения сознания. Механизм влияния музыки на организм
достаточно сложен. Тихая мелодичная музыка обладает успокаивающим дей-
ствием и нормализует функции сердечно-сосудистой системы. Ритмичная му-
зыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, оказывает благопри-
ятное влияние на деятельность внутренних органов и систем.
Многие учителя используют музыку как оформление фона занятий и со-
провождение моментов урока. Например, при изучении по литературе повести
И.А.Куприна «Гранатовый браслет», школьникам предлагается послушать со-
нату № 2 Бетховина, при изучении стихотворений о природе – Вивальди «Вре-