Стр. 218 - Куркина книга

Упрощенная HTML-версия

Не случайно многие чиновники, профессионально занимающиеся управ-
лением в этой сфере, имеют богатое спортивное прошлое, а некоторые продол-
жают удачно совмещать государственный пост с занятием спортом. [3, С. 250-258]
Однако массовый спорт – не единственное направление современной
физкультурно-спортивной политики государства. Несомненно, коммерческий
компонент спортивной жизни учитывается сегодня Российской Федерацией, в
силу чего большая часть правовых норм в этой сфере призвана регламентиро-
вать именно деятельность участников профессионального спорта. В свете из-
менений, произведённых в спортивном законодательстве за последнее десяти-
летие, понимание этого специального вида в определённой мере расширилось.
Под профессиональным спортом Закон называет деятельность по организации
и проведению спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к
которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают возна-
граждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату. [4]
В этом определении можно наблюдать уже совмещение признаков как
предпринимательской, так и экономической деятельности, что имеет принци-
пиальное значение в установлении их правовой природы и, как следствие, про-
водимой государством политики. [5, С.175-179]
Организуя спортивные мероприятия в коммерческих целях, субъект физ-
культурно-спортивной деятельности обладает большей свободой, чем субъект
экономической деятельности, поскольку главным признаком предприниматель-
ской деятельности в Российской Федерации признана самостоятельность её
участника.
Ряд вопросов, напрямую касающихся спортивной сферы, остаётся за гра-
ницами правового вмешательства (например, материально-техническая база,
отдельные социальные и профессиональные аспекты спортивной деятельности
и др.). Соответственно, понимание спорта только с точки зрения права и закона
не может считаться универсальным при установлении смысла спорта как объ-
екта государственной политики.
Для установления границ государственного вмешательства в физкультур-
но-спортивную сферу необходимо исследовать сложившиеся в мире модели
построения отношений между государством и областью физической культуры
и спорта. В научной литературе выделяются три идеальные модели построения
такого диалога – интервенционистская, неинтервенционистская и смешанная.
Государственная политика в области спорта может строиться либо на принципе
полного подчинения данной сферы государству, либо на полном невмешатель-
стве государства в сферу физической культуры и спорта.
В соответствии с интервенционистской моделью государство диктует
субъектам системы спорта основные правила и формы организации. При таком
построении отношений государство, прежде всего, создаёт прочную законода-
тельную базу функционирования спорта, осуществляет масштабное финанси-
рование спортивной деятельности, реализует контроль над поведением участ-
ников спортивных мероприятий, обеспечивает их безопасность, поддерживает
спортивную инфраструктуру, т.е. выступает в роли руководителя, основной
функцией которого является решение всех организационных вопросов.