учет особенностей возрастного развития школьников и разработка об-
разовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления,
работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы;
создание благоприятного эмоционально-психологического климата в
процессе реализации технологии;
использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятель-
ности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья,
работоспособности (Петров О.В.).
Одним из важнейших аспектов здоровьесберегающих технологий являет-
ся создание психологического комфорта школьников во время урока. С одной
стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащих-
ся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих
возможностей каждого ребенка. Мало того, психологический комфорт на уроке
должен приносить только положительные эмоции, которые сохраняют здоро-
вье, в отличие от отрицательных, несущих огромную разрушительную силу.
Так что же может сделать простой учитель для создания благоприятного
эмоционально-психологического климата в школе или, скажет больше, для со-
хранения и укрепления здоровья школьников?
Конечно, использование игровых технологий, интерактивных обучающих
программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экс-
курсов и отступлений, интегрированные уроки – все это позволяет не только
вызвать неизменный интерес школьников, но и снять эмоциональное напряже-
ние и создать психологический комфорт.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к
каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика вы-
разить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощ-
рение к самостоятельной мыслительной деятельности, небольшое историческое
отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог,
думающий о сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Цель исследования:
изучить влияние использования физкультминутки,
улыбки, музыкальной терапии, цветотерапии и пропаганды здорового образа
жизни для сохранения и укрепления здоровья детей на занятиях.
Задачи исследования:
1. Изучить воздействие физкультминутки на повышение работоспособно-
сти и индекс здоровья детей;
2. Изучить и обосновать влияние использования улыбки и музыкальной
терапии на занятиях для сохранения и укрепления здоровья детей;
3. Обосновать благоприятное воздействие на индекс здоровья детей с по-
мощью применения цветотерапии и пропаганды здорового образа жизни.
1. Физкультминутка.
Для нормального функционирования человеческого организма необходи-
ма определённая «доза» двигательной активности, то есть деятельности, вы-
полняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Ма-
лоподвижный образ жизни в школе не может не сказаться на самочувствии –