recent years, attention to the health of schoolchildren. The difficulties in this area and
wanted to say that long ago, but today this problem sounds very sharply.
Keywords:
health saving technologies, psychological comfort, gym time, mu-
sic therapy, color therapy, promotion of a healthy lifestyle.
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу
специалистов. Многочисленные исследования последних лет показывают, что
около 25,0-30,0% детей, приходящих в школу, имеют те или иные отклонения в
состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей умень-
шается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным
с 5,6 до 15,3%, с нервно-психологическими расстройствами с 5,6 до 17,8%,
нарушениями осанки – с 1,9 до 18,8%. По данным медицинских наблюдений
Министерства здравоохранения РФ, 72,8% обучающихся имеют ослабленное
здоровье. В Кузбассе – 58,0% детей. Эта проблема волнует не только медиков,
но и педагогов.
Поэтому
важными задачами современного образования является сохра-
нение здоровья, оптимизация учебного процесса, разработка здоровьесберега-
ющих технологий обучения, формирование ценности здоровья и здорового об-
раза жизни.
Большая роль в решении данных задач по сохранению и укреплению здо-
ровья детей отводится, конечно, администрации школы, классным руководите-
лям, ОВР, но и педагоги через включение элементов здоровьесберегающих
технологий в процессе преподавания частных дисциплин могут способствовать
формированию здорового образа жизни ребёнка.
«Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнедеятельно-
сти, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы…», – сказал когда-то В.А. Су-
хомлинский и, безусловно, был прав. Именно от воспитателя, учителя зависит
здоровье его подопечного, здоровье его ученика. В настоящее время можно
утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья со-
временного ученика больше, чем врач.
И неслучайно, здоровьесберегающие технологии в процессе образования
стали приоритетными.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями следует
понимать систему, создающую максимально возможные условия для сохране-
ния, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального,
личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся,
педагогов и др.).
В эту систему входит:
использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,
проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в про-
цессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с
имеющимися данными;