Стр. 9 - Куркина книга

Упрощенная HTML-версия

временных знаний, выполняет интегративные функции в формировании у
школьников целостной картины мира. Познать вдумчиво законы природы без
исследовательской деятельности невозможно. Осознание необходимости эко-
логических знаний ведет и к осознанию себя частью социума. Проблемы соци-
ума, взаимоотношения человека и природы в современном мире решаются
только через диалог, а научное мировоззрение является прочным фундаментом
для развития этого диалога.
Слова В.И. Вернадского: «То единство понимания, которое напрасно
стремились создать в религии кровью и принуждением, в философии – логикой
и школой, в науке достигается простым ее изучением. И благодаря этому рас-
пространение научного знания и мировоззрения является крупнейшим факто-
ром спайки всего человечества в единое целое», актуальны и сейчас.
Внутреннее ощущение гармонии и красоты мира воспринимается с точки зре-
ния исследователя. Личностные качества, сформированные при занятии иссле-
довательской деятельностью, основанные на принципах объективности, чест-
ности, невозможности нарушения законов природы, научной этики, потом пе-
реносятся на все остальные сферы деятельности человека, становятся характер-
ным атрибутом его натуры.
Цель занятий внеурочной деятельности –
формирование личности в усло-
виях исследовательской деятельности и ее готовности к саморазвитию.
Достижение указанной цели планируется через решение следующих задач:
показать значимость научного исследования, роль отечественной
науки и научной школы;
познакомить с основами научной логики и методами исследования;
сформировать представление о планировании эксперимента;
навыки исследовательской деятельности;
научить формам научной аргументации;
сформировать
помочь осуществить информационную обработку проведенного
исследования.
Полное понимание законов природы возможно только в практической ра-
боте, при выполнении которой учащиеся не только знакомятся с ними, но и
осваивают методы познания «взаимодействия живых организмов друг с другом
и окружающей внешней средой», вырабатывают гуманистическое и естествен-
нонаучное мировоззрение.
Практические задания для исследования учителем подбираются, исходя
из реалий жизни. Принцип, на который они опираются, может быть сформули-
рован следующим образом: «Все, что изучается, должно стать для ученика лич-
ностно-значимым, повышать его интерес и уровень знаний». Они могут быть
двух видов теоретического и прикладного (опытно-проблемного).
Теоретический вид
предполагает изучение литературы, подготовку до-
кладов, написание рефератов.
Опытно-проблемный
вид
– это самостоятельное
исследование по описанию природных ресурсов, изучению отдельных видов
растительного и животного мира, экологического состояния родников и водое-
мов, разработке экологической тропы и т.д.