Стр. 10 - Куркина книга

Упрощенная HTML-версия

В процессе деятельности обучающиеся узнают о выдающихся российских
ученых в области естественных наук, их достижениях; об основах теории В. И.
Вернадского о ноосфере; содержание понятий научной работы (объект, пред-
мет, гипотеза, цели, задачи экологического исследования); о сущности биоин-
дикационных методов экологического мониторинга; о разновидности элек-
тронных каталогов; видах литературы, необходимой для организации исследо-
вательской работы.
В своей статье мы приводим примеры некоторых методик тех исследова-
ний состояния окружающей среды, которые можно легко осуществить в школе.
1. Наблюдения за атмосферными осадками
1.1. Во время дождя отобрать пробы дождевой воды, выпавшей непосред-
ственно из облаков (не стекающей по крыше или деревьям). Определить пока-
затель ее кислотности по индикаторной бумаге и сравнить его с показателем
для чистой дождевой воды.
1.2. Изучить распределение снежного покрова в вашем микрорайоне. От-
метьте места самого раннего и самого позднего таяния снега в жилых кварта-
лах. Выясните, от чего это зависит. Установите наличие или отсутствие приме-
сей технической соли в пробах снега вблизи проезжей части улицы, на тротуа-
рах, в отдалении от них. На какое расстояние распространяется соль в сторону
от дороги? Наличие соли легко установить при выпаривании капельки талой
воды на чистом стекле.
1.3. Провести наблюдения за стоком талых и ливневых вод по улицам и
тротуарам. Отметьте направление и интенсивность поверхностного стока. Учи-
тывайте частую смену направлений стока воды в городских условиях.
Для кварталов и улиц, оборудованных системой подземных коллекторов
ливневых вод (по решеткам) отметьте случаи засорения или переполнения этой
сети. Проследите, куда сбрасывается загрязненная вода из ливневой системы.
2. Наблюдение за состоянием почвы
2.1. Выбрать место, где почва видна на глубину полного профиля (ямы
для посадки деревьев, траншеи под телефонный кабель), или сделайте почвен-
ный срез на глубину 0,7 – 1м, если это возможно. Опишите почвенный про-
филь, выделив горизонты разного цвета, структуры и состава.
2.2. Определить механический состав почвы, т.е. соотношение глинистых
и песчаных частиц отдельно по каждому горизонту. Определите влажность
почвы по видимому содержанию воды и по ощущению прохлады от комочка.
2.3. Образец почвы, взятый с помощью консервной банки без дна, поме-
стите в воду и по интенсивности выделения пузырьков воздуха оцените его по-
ристость.
2.4. Оценить способность почвы впитывать воду, для чего в жестяную
банку без дна налейте определенное количество воды и заметьте время полного
или частичного впитывания.
2.5. Оценить степень уплотнения почвы, определив глубину, на которую
в нее проникает острие лопаты при постоянной нагрузке (например, под весом
одного человека).