разование – extracurricular activities, опытно-проблемная деятельность –
devel-
opment problematic activities, запыленности воздуха – particulate air pollution, со-
стояние почвы – soil condition, атмосферные осадки – precipitation.
Еще в древности люди обращали внимание на проблему загрязнения.
Платон (427-347 гг. до н.э.) предлагал наказывать в случае загрязнения воды:
«…если кто испортит чужую воду, ключевую или дождевую, которая была со-
брана, отравит ее, отведет в сторону с помощью подкопа или украдет, то
пострадавший должен обратиться за правосудием к астиномам, оценив нане-
сенный ему убыток. Кто будет уличен в том, что портит воду какой-то
отравой, тот, кроме возмещения убытка, должен будет очистить водоем».
Эти слова актуальны и сегодня.
Одной из примет нашего времени становится осознание необходимости
перемен в сложившихся стереотипах отношений человека и природы. Главная
идея этих отношений проста: не ждать милостей от природы, а подчинять её
интересам развития общества. Но оказалось, что природа не обречена навеки
быть источником неисчерпаемых запасов сырьевых ресурсов и полезных иско-
паемых. Более того, она не мастерская и даже не лаборатория, где допустимы
любые эксперименты. Вообще природа существует не для человека и он, чело-
век, по отношению к ней никогда не станет властелином. Устранение устарев-
шей идеологии нашего отношения к природе предполагает большую работу по
перестройке сознания людей, по его экологизации. Как помочь в этом совре-
менному человеку?
Человек ХХI столетия по преимуществу рационалист. Он уже привык до-
капываться до любой истины через убедительные доказательства, через знания,
предлагаемые наукой, а следовательно, и в формировании экологического со-
знания важнейшая роль должна принадлежать науке.
Ученики старших классов способны эффективно усваивать экологические
знания, включённые в содержание традиционных школьных предметов. И если
на уроках биологии проще вести разговор о традиционной биологической эко-
логии, то уроки химии и географии открывают широкую возможность для
разъяснения тех знаний, которые представлены современной глобальной эколо-
гией, экологией человека. На уроках, используя интерактивные способы изуче-
ния можно ярко и убедительно продемонстрировать, как негативные стороны
вмешательства человека в природную среду, так и возможные пути оптимиза-
ции антропогенных влияний на неё. Но сегодня этого уже недостаточно. Для
убедительного утверждения тех или иных фактов необходим опытный экспе-
римент, который бесспорно снимает все сомнения. Недостаток времени урока
на данный вид деятельности, сегодня легко восполняется разными видами вне-
урочной деятельности.
К большому сожалению, экологическое направление не считается прио-
ритетным в области образования. Предмет «Экология» отсутствует в БУП, на
изучение традиционных предметов, изучающих природу, с каждым годом от-
водится все меньше времени (один час в неделю в старшей школе). Не секрет,
что экологическое образование выделяется как стратегическое в системе со-