509
% опрошенных, «Одноклассниками» пользуются 37 %. В возрасте 31-40 лет
приоритет отдан «Одноклассникам» – 67, 4 %, «Вконтакте» – 35,8 %.
Данная тенденция – предпочтение молодежью социальной сети «Вкон-
такте», прослеживалась и ранее. В 2011 году было проведено иследование по-
ловозрастной структуры социальной сети «В контакте». Было выяснено, что
основной контингент данного ресурса представлен молодежью до 30 лет, при-
чем основная часть пользователей является учащейся молодежью, получающей
высшее или среднее профессиональное образование [5].
Возможности Интернет (социальные сети, блоги) можно использовать
для политических целей. В
В. В. Путин
пишет, что Интернет и социальные сети превратились в эффективный инстру-
мент политики и часто используются для манипулирования общественным соз-
нанием и прямого вмешательства во внутренние дела суверенных государств
[8]. По его мнению, «арабская весна» ярко продемонстрировала, что мировое
общественное мнение сейчас формируется с помощью активного использова-
ния продвинутых информационных и коммуникационных технологий. Акции
протеста в арабском мире в 2011 году организовывались при помощи социаль-
ных сетей Facebook, Twitter. Выкладываемые в этих социальных сетях тексты,
фото- и видеоматериалы позволяли образовывать синхронные демонстрации
против «авторитарных режимов». В Ливии народные протесты были организо-
ваны после попытки национального лидера Муаммара Каддафи взять под кон-
троль свою нефтяную промышленность без иностранного участия. В России в
2011-2012 годах движение «белоленточников» и демонстрации на Болотной
площади возникли после попытки обрести экономический суверенитет. Шага-
ми к суверенитету явились создание Санкт-Петербургской международной то-
варно-сырьевой биржи, создание финансовой системы, которая бы дублировала
Центробанк (не подконтрольный сейчас Президенту и Правительству РФ), а
также попытки через эти механизмы осуществлять собственную эмиссию де-
нежной массы в стране, не связанную с количеством долларов, а также торго-
вать ресурсами за рубли.
Кроме манипулирования общественным сознанием, социальные сети в
политике могут использоваться и для интерактивного общения с избирателями,
с народом, зарегистрированных в социальных сетях политиков и чиновников.
Самым известным политиком в России, активно использующим этот инстру-
мент PR можно назвать Председателя Правительства Д. А. Медведева.
Многие губернаторы, мэры, чиновники ведут свои блоги (дневники) в се-
ти. Свои блоги помимо Д. А. Медведева, имеют губернаторы Калужской облас-
ти (Артамонов А. Д.), Пермского края (Басаргин В. Ф.), Кировской области
(Белых Н. Ю.) и др. Всего 32 губернатора вели свои блоги в 2013 году. Кроме
блогов, губернаторы располагают официальными сайтами, интернет-
приемными, где граждане могут писать свои обращения, письма.
Блоги как социальные сети предоставляют широкие возможности для
публикации авторских текстов. Они дают возможность привлечения внимания
к своей персоне, созданию определѐнной репутации, повышению известности.
Блогосферу можно было считать независимой журналистикой, но лишь до при-