392
Методика: «Ценностные ориентации» М. Рокича. М. Рокич определяет
ценности как определенный способ поведения или конечную цель существова-
ния и выделяет два класса ценностей:
а) терминальные ценности – убеждения в том, что какая-то конечная цель
индивидуального существования стоит того, что бы к ней стремиться;
б) инструментальные ценности – убеждение в том, что какой-то образ
действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуа-
ции. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели
(терминальные) и ценности-средства (инструментальные).
Важнейшими являются терминальные ценности – это основные цели че-
ловека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он це-
нит сейчас и к чему стремится в будущем. Терминальные ценности как бы оп-
ределяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, зна-
чимо, ценно.
Умение определить свои цели, то есть найти самого себя и свое место в
жизни, очень важный показатель зрелости в студенческом возрасте. Достоинст-
вом методики М. Рокича является универсальность, удобство и экономичность
в проведении обследования и обработке результатов, гибкость – возможность
варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции.
Ценностные ориентации являются частью мотивационной сферы личности, ре-
гулирующей поведение. Сегодня главной задачей системы образования являет-
ся воспитание ценностных ориентаций у учащихся (школьников, студентов).
Большой акцент делается, прежде всего, на духовное и нравственное воспита-
ние.
Духовное воспитание – это формирование ценностного отношения к жиз-
ни, обеспечивающее устойчивое и гармоническое развитие человека. Это вос-
питание чувства долга, справедливости, искренности и ответственности.
Нравственное воспитание – это формирование у человека ответственно-
сти, гуманности, высокой культуры поведения, понимания и стремления к со-
хранению общечеловеческих ценностей, выработка нравственных убеждений и
привычек, патриотизм.
При проведении исследования методики М. Рокича «Ценностные ориен-
тации» у студентов 1-х, 3-х, 5-х курсов были получены следующие результаты:
в списке предпочитаемых испытуемыми термальных ценностей (ценностей це-
лей) у студентов 1 курса первые три места занимает уверенность в себе, любовь
и наличие хороших и верных друзей. Эти ценности также занимают первые
места и для большинства студентов 3-го курса.
Так указанные цели действительно являются наиболее актуальными для
обеих возрастных групп. Так как основной задачей возраста от 18 лет до 21 го-
да является активное взаимодействие с социальным окружением, завоевание
определенного авторитета. По результатам исследования видно, что данный
мотив сохраняется в числе лидирующих на протяжении нескольких лет (1-3-й
курс). В числе лидеров в списке предпочитаемых студентами 5-го курса тер-
мальных ценностей здоровье, счастливая и семейная жизнь, развитие.