Стр. 393 - Студенческий сборник наука 2015

Упрощенная HTML-версия

393
Если на основе полученных данных попытаться дать ценностно – ориен-
тационный портрет первокурсника, то он будет выглядеть примерно так:
«Главное в жизни – это найти работу (интересную), любимого человека, верных
друзей, и крепкое здоровье.
Ценностно – ориентационный портрет 3-курсника: «Очень важно для че-
ловека проявлять самостоятельность, иметь хорошее здоровье, поменьше со-
мневаться. Очень важно вести активную жизнь». Среди отвергаемых ценностей
наше внимание привлек низкий рейтинг ценности «счастье других», «творчест-
во», «развитие» – не только для первокурсников, но и для 3-курсников. Воз-
можно, понятие творчества для современных студентов утратило свое значе-
ние, как создание чего-то нового, нестереотипного. И ценностно – ориентаци-
онный портрет пятикурсника, по результатам нашего опроса, выглядит так:
«Главное в жизни иметь хорошее здоровье, как физическое, так и психическое,
семью, развиваться (работать над собой, постоянное физическое и духовное со-
вершенствование)».
В иерархии инструментальных ценностей доминирует следующие ценно-
сти: независимость, образованность, ответственность, воспитанность и акку-
ратность. На первых позициях у студентов 1-го курса преобладает стремление к
независимости, а так же стремление быть аккуратным и воспитанным. Для сту-
дентов 3-го курса наиболее значимыми являются: воспитанность и независи-
мость, а так же возрастает значимость образованности и самоконтроля по срав-
нению со студентами первого курса. Студенты 5-го курса отметили в числе ли-
деров следующие инструментальные ценности: самоконтроль, независимость,
терпимость, честность.
Наименее значимыми для студентов 1-го курса явились такие ценности
как «самоконтроль», «исполнительность», «твердая воля», «непримиримость к
недостаткам в себе и других» и «жизнерадостность». Наименее значимым для
студентов 3-го курса явилось такие ценности как «эффективность в делах»,
«твѐрдая воля», «ответственность», «непримиримость к недостаткам в себе и
других» и «терпимость». Для студентов 5-го курса наименее значимыми инст-
рументальными ценностями оказались: «непримиримость к недостаткам в себе
и других», исполнительность», «эффективность в делах».
Таким образом, студенты 1-го курса планируют достижение своих ценно-
стей-целей («Главное в жизни – это найти работу (интересную), любимого че-
ловека, верных друзей, и крепкое здоровье») на основе зачастую только высо-
ких запросов и стремления к независимости.
Студенты 3-5-го курса планируют достижение своих ценностей-целей
«Очень важно для человека иметь хорошее здоровье, семью, верных друзей.
Конечно же, нужно быть уверенным в себе, поменьше сомневаться, проявлять
самостоятельность. Очень важно вести активную деятельную жизнь на основе
образованности, ответственности и самоконтроля.
Таким образом, в своем исследовании мы попытались не только выявить
доминирующие ценностные предпочтения студентов, но и проследить, как на
протяжении с 1-го по 5-й курс меняются их ценностные ориентации. По ре-
зультатам исследования можно сделать вывод о том, что такой важный элемент