Стр. 391 - Студенческий сборник наука 2015

Упрощенная HTML-версия

391
город и т. п.), и прежние ценностные ориентации, не подкрепляемые примером
извне, могут заменяться другими. Ценностные ориентации личности, являясь
отражением образа жизни, определяют не только стиль поведения студента в
процессе обучения в вузе, но и мотивацию, и направление его деятельности.
Ценностные ориентации являются одной из основ, опираясь на которую у сту-
дентов можно формировать определенную направленность в образе жизни, в
приоритете ценностной шкалы сознания студентов, в развитии целого комплек-
са их позитивных качеств, направленных на активно-деятельное участие в жиз-
ни общества.
Образование в ценностных ориентациях студенческой молодежи в пер-
вую очередь относится к инструментальным ценностным ориентациям. Обу-
словлено это тем, что большинство студентов придерживаются установки на
получение диплома как условия поиска выгодной работы, чтобы заложить ос-
нову материального благополучия, получить более высокий социальный статус,
иметь возможности профессионального роста, улучшения качества жизни. Та-
кая позиция характеризует снижение значимости общечеловеческих ценностей,
рассогласование личных и социальных ценностей и норм. Таким образом, выс-
шее образование все более приобретает прагматическую и инструментальную
ценность в молодежной студенческой среде.
В основе ценностных ориентаций лежит определенная система ценно-
стей, сформировавшаяся в ходе воспитания. В.П. Тугаринов пишет, что ценно-
сти делятся на ценности жизни (жизнь, здоровье, радости жизни, общение с се-
бе подобными), ценности культуры (материальные и духовные) и социально-
политические ценности (общественный порядок, мир, безопасность, свобода,
справедливость, человечность и равенство).
Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли:
И.С.Артюхова, Е.К Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М Кузнецов, А.В.
Мудрик, А.С. Шаров и другие. Юношеский и студенческий возраст является
периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, ока-
зывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с
появлением на данных возрастных этапах необходимых для формирования
ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, на-
коплением достаточного морального опыта, занятием определенного социаль-
ного положения
Цель исследования
– выявление и изучение ценностных ориентаций
студентов в процессе обучения их в вузе.
Выборку составили студенты экономического факультета 1-3 курса Ке-
меровского технологического института пищевой промышленности. Всего в
исследовании приняло участие 93 студента.
Задачи исследования:
определить особенности ценностных ориентаций
студентов вуза; дать сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов
вуза.
Гипотеза:
ценностные ориентации студентов претерпевают изменения в
период обучения в вузе с 1 по 3 курс.