390
УДК 17.022.1
ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИХ В ВУЗЕ
Т. Попова
С.Ю. Иванова, к.п.н.,
ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт
пищевой промышленности»
Актуальность
изучения ценностных ориентаций молодежи обусловлена
появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы.
В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изу-
чается структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском
возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции по-
ведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и
характерологическими особенностями личности, с профессиональной направ-
ленностью и так далее.
Проблема исследования ценностных ориентацией у студентов вуза оста-
ется актуальной, так как нет единого подхода к трактовке понятия ценностных
ориентацией; кардинальные изменения в политической, экономической, духов-
ной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценно-
стных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у студен-
тов. Студенты, как особая социальная группа, постоянно находятся в центре
внимания исследований социологов, психологов, педагогов, так как именно они
являются индикатором происходящих перемен и определяют потенциал разви-
тия общества. От того, какие ценностные ориентации будут сформированы у
молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества. Вместе с
тем в условиях ломки сложившихся устоев неизбежна переоценка ценностей, и
их кризис более всего проявляется в сознании этой социальной группы. Моло-
дежь является важным субъектом социальных перемен, огромной инновацион-
ной силой, которую необходимо разумно использовать. Современному моло-
дому поколению предстоит решать множество приоритетных задач в различ-
ных сферах жизни. От этих решений зависит развитие страны, сохранность и
передача базовых ценностей следующему поколению.
Мы придерживаемся позиции Е. Л. Рудневой, которая считает, что «цен-
ностные ориентации студентов являются необходимым компонентом их жиз-
ненного самоопределения, выражающегося в ценностном выборе ведущих на-
учных идей, образа гражданина, проектирования себя как гражданина и как
профессионала». Каждый абитуриент приходит в учебное заведение со своими
ценностными ориентациями, сложившимися у него за время учебы в школе, но
еще в большей мере вследствие влияния семьи. И чаще всего эти ценностные
ориентации имеют узко личностный характер.
Профессиональное образованием в меру своих сил имеет возможность
влиять на ценностные ориентиры учащихся, поскольку в этот период происхо-
дит отдаление его от семьи, в том числе и территориальное (переезд в другой