388
4. Индивидуальным подходом к каждому ребенку и к каждой семье на
основе учета их интересов и способностей.
Планомерное сохранение и развитие может осуществляться по не-
скольким направлениям:
1. Состояние и содержание здания и помещения в соответствии с гигие-
ническими нормами. Наличие медицинского кабинета. Организация качествен-
ного питания. Необходимый и квалифицированный состав специалистов.
2. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного
процесса на учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей
дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий
для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства
для воспитанников, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его
индивидуальных способностей и интересов. Создание условий для самореали-
зации, ориентация на зону ближайшего развития воспитанника
3. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка. Психо-
логически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двига-
тельный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных
нагрузок. Доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использова-
ние приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и ме-
тодов.
4. Отдельные формы работы по сохранению и укреплению здоровья для
разных категорий детей. Комплекс закаливающих мероприятий: максимальное
пребывание детей на свежем воздухе, полоскание горла и рта, хождение по
«дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия, воздушное закаливание.
Утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, музыкально-
ритмические занятия. Двигательные переменки и пятиминутки здоровья. Про-
ведение дней здоровья и физкультурно-спортивных праздников.
5. Формирование валеологической культуры ребенка: знания о здоровье,
умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирование осознанного
отношения к здоровью и жизни.
6. Взаимное доверие и взаимопомощь воспитателей и родителей на осно-
ве доброжелательности: ознакомление родителей с результатами диагностики
состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития, участие родителей
в составлении индивидуальных программ, планов оздоровления детей; целена-
правленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требо-
вания; необходимость рационального режима и полноценного сбалансирован-
ного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режи-
ма. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной
работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное разви-
тие ребенка. Обучение конкретным приемам и методам оздоровления: ЛФК,
дыхательной гимнастике, самомассажу, разным видам закаливания. Ознаком-
ление с лечебно-профилактическими мероприятиями проводимыми в ДОУ.
7. Лечебно-профилактическое: витаминизация, прием настоек и отваров
растений-адаптогенов, профилактика нарушений осанки, профилактика нару-
шений зрения. Регулярный анализ результатов динамических наблюдений за