383
В последние 1,5 года, наблюдая за работой учителей Губернаторской ка-
детской школы-интерната полиции, я прошел к выводу, что простой учитель
может все. Вот мои наблюдения.
1. Физкультминутка.
Для нормального функционирования человеческого организма необхо-
дима определѐнная «доза» двигательной активности, то есть деятельности, вы-
полняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Ма-
лоподвижный образ жизни в школе не может не сказаться на самочувствии -
накапливается мышечное напряжение, падает работоспособность, увеличивает-
ся утомление. Учителя школ проводят физкультминутки.
Но физкультминутка является не только атрибутом здоровьесберегающих
технологий, но и одновременно неодобрением со стороны учеников. Они начи-
нают скандировать старое стихотворение, зародившее, наверное, при жизни
моих бабушек и дедушек: «Наши пальчики писали, наши пальчики устали. Мы
немножко отдохнем и опять писать начнем».
Как же физкультминутку проводят наши учителя? Легко и непринужден-
но. Учитель раздает ученикам на первые парты карточки с заданиями и просит
передать их по рядам, а потом с выполненной работой вернуть обратно. Таким
образом, ребята разминают позвоночники.
Обмен местами во время урока, работа в группе тоже дают возможность
лишний раз подвигаться. И еще один вариант, где участвуют абсолютно все
ученики. Например, на уроке русского языка нужно продолжить словообразо-
вательную цепочку или составить сравнительную таблицу, начинает учитель, а
дальше все остальные, добро пожаловать к доске.
2. Улыбка.
Улыбка обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся,
который во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористи-
ческой составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех да-
рит здоровье, сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить
его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части
своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство
юмора - один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств же-
лательного собеседника. Постоянная серьезность – признак психологического
нездоровья. От улыбки учителя зависит очень многое: комфортное начало и
конец урока, желание учиться, эмоциональный настрой ученика и, как это ни
парадоксально, но и развитие памяти тоже. Например, один из учителей любит
рассказывать анекдоты или использует известные нам пословицы, забавные
скороговорки на определенные темы урока. Само собой разумеется, объяснения
по данной теме не забудутся, ведь нам было смешно и понятно.
Искренний смех ученика на уроке стоит – с позиций здоровьесбережения
– не менее физкультминутки. Это очень мощный противовес состоянию утом-
ления. Мы утомились, а учитель «встряхнул» нас, оживил наш творческий на-
строй, и мыслительный процесс пошел дальше.
А если в классе небольшое нарушение дисциплины. Не поделили учебник
или что-то в этом роде. Что делает учитель? Говорит: «Посмотрите на меня!