319
база МТС. Так, перед началом Великой отечественной войны в 1940 г. в МТС
насчитывалось уже 23 тракторные бригады. На 1 января 1941 г. тракторный
парк увеличился до 67 единиц, комбайновый парк вырос до 36, в основном это
были прицепные комбайны марки «Сталинец-1» и «Сталинец-6». Вместе с рос-
том материально- технической базы происходило увеличение численности об-
служивающего персонала, появились свои кадры инженерно-технических ра-
ботников. Численность работающих достигла 291 чел., из них – 3 агронома, 6
участковых механиков, 14 бригадиров тракторных бригад, 140 механизаторов,
33 комбайнера, 9 шоферов. Кроме мастерских до войны были построены: дере-
вянный склад для запасных частей, кирпичный автомобильный гараж на 5 ма-
шин, два деревянных сарая для хранения сельхозмашин. Все производственные
помещения отапливались печами.
С началом Великой Отечественной войны Тисульская МТС испытывала
огромные трудности. Почти все автомобили, большинство тракторов и лошадей
были забраны для нужд фронта. Место ушедших на фронт мужчин заняли
женщины и подростки.
В годы Великой отечественной войны на полях района успешно труди-
лась женская тракторная бригада при МТС, возглавляемая Лыковой У.Ф. В
1942 году по результатам весеннего сева бригада заняла 1 место не только в
Тисульском районе, но и по всей Новосибирской области (Кемеровская область
образована в 1943 году). На всю область прогремело имя женщины – трактори-
стки Цепенщиковой А.В. Работая на колесном тракторе по 20 часов в сутки, она
добилась невиданных результатов. За свой самоотверженный труд Цепенщико-
ва А.В. была награждена орденом Ленина.
Все военные годы на тракторах работали Богданова А., Меренкова М.,
Курнаева М.С., Илюшникова М., Курмашева А., и др.
По итогам работы за 1944 год коллективу МТС было присуждено перехо-
дящее Красное Знамя ЦК ВКП(б) и Совета Министров РСФСР, книжная биб-
лиотека стоимостью 10 тысяч рублей и комплект инструментов для духового
оркестра.
Самоотверженным трудом приближали труженики тыла победу.
Шли годы, крепла материально-техническая база МТС, формировался
коллектив, эффективнее внедрялась механизация в сельскохозяйственное про-
изводство.
С 1953 г. директором Тисульской МТС работал Трахонитовский С.Ф.
В 1957 году в МТС уже насчитывалось 112 тракторов, 116 комбайнов С-4
и С-6, 68 рядовых жаток, 26 автомобилей и много другой сельскохозяйственной
техники.
Коллектив МТС вносил большой вклад в повышение урожайности и в
сельскохозяйственных артелях. Посевные площади за четверть века выросли на
10234 га.
На МТС выковывались замечательные кадры механизаторов: бригадиры
тракторных бригад Квасов В.В., Нестеров В.Н. , Буцанец И.Ф., Черкасов Ф. В.,
Ермаков В.А., Астафьев А.А., Мозгалов В.Ф.; комбайнеры Грабузов А.К., Бу-
сыгин М.С., Ребриков А.Н., Цайтлер Б.Я.; механик по сельхозмашинам Арнст