Стр. 291 - Студенческий сборник наука 2015

Упрощенная HTML-версия

291
и обратное явление. В математику проникают подходы и методы гуманитарных
наук. Примером тому может являться теория нечетких множеств.
Широкое проникновение математики и ее методов в другие отрасли зна-
ния является главнейшей формой взаимодействия наук, способствует сближе-
нию различных отраслей знания. Так, например, связь между физикой и химией
очень часто осуществляется через математику. Математика изучает количест-
венные закономерности, присущие всем предметам, явлениям действительно-
сти, и поэтому является необходимой всем областям знаний. Математика дает
им мощный вычислительный аппарат, язык формул и т.д., без которых науки не
могут развиваться успешно.
На стыке математики и наук, где она применяется, возникают новые от-
расли знания: математическая физика, математическая логика, математическая
биология, математическая лингвистика, математическая психология и другие
науки. Число таких отраслей знания в наше время постоянно растет.
Одной из особенностей математизации знаний является ее универсаль-
ность, состоящая в том, что математические методы в наше время проникают
во все сферы жизни людей. Люди в своей повседневной деятельности постоян-
но пользуются понятиями и выводами математики, нередко даже не задумыва-
ясь об этом. В современном производстве, в технике математика применяется
особенно широко. Без всякого преувеличения можно сказать, что ни одно со-
временное техническое усовершенствование невозможно без более или менее
сложных математических расчетов.
Связь математики с материальным производством можно обнаружить на
всех этапах развития человечества. При этом, чем шире и разнообразнее прак-
тическая деятельность людей, тем шире и разнообразнее требования к матема-
тике, тем необходимее становится ее применение. Связь математики с произ-
водственной деятельностью человека имеет тенденцию к усложнению, стано-
вится многоступенчатой. Например, в медицине применение широко математи-
зированной науки – квантовой механики – позволяет описать химическое дей-
ствие лечебных препаратов и их воздействие на человека. Здесь можно просле-
дить сложную многоступенчатую связь математики с другими науками: мате-
матика – квантовая механика – химия – медицина.
Таким образом, по мере усложнения задач, которые решает общество,
возрастает роль математики.
Поэтому, одной из основных целей математического раздела учебной
дисциплины является развитие мышления, прежде всего формирование абст-
рактного мышления, т.е. способности к абстрагированию, и умения «работать»
с абстрактными, «неосязаемыми» объектами. В процессе изучения математики
в наиболее чистом виде может быть сформировано логическое (дедуктивное)
мышление, алгоритмическое мышление, многие качества мышления, такие, как
гибкость и конструктивность и др. Эти качества мышления, сами по себе, не
связаны с каким-либо математическим содержанием и вообще с математикой,
но обучение математике вносит в их формирование важную и специфическую
компоненту, которая не может быть эффективно реализована даже всей сово-
купностью остальных дисциплин.