Стр. 290 - Студенческий сборник наука 2015

Упрощенная HTML-версия

290
щее время знаний о математике Египта существенно меньше, чем о математике
Вавилона или Греции.
Сейчас и всегда математика имела богатейшие возможности воздействия
на выработку научного мировоззрения и достижение необходимого общекуль-
турного уровня. Пытаясь объяснить окружающий мир, задавая вопрос «поче-
му?», древние философы-софисты пришли к необходимости выделения мате-
матических знаний в самостоятельную науку. История зарождения великих ма-
тематических идей, судьбы выдающихся математиков (Архимед, Галуа, Пас-
каль, Галилей, Гаусс, Эйлер, Ковалевская, Чебышев и др.) дают пищу для ума и
сердца, примеры беззаветного служения науке, приводят к философским раз-
мышлениям и нравственным поискам.
Логические рассуждения представляют собой один из методов математи-
ки. Поэтому изучение математики формирует логическое мышление, позволяет
правильно устанавливать причинно-следственные связи, что, безусловно, дол-
жен уметь каждый человек.
Объектами исследования математики служат логические модели, постро-
енные для описания явлений в природе, технике, обществе. Математической
моделью изучаемого объекта является логическая конструкция, отражающая
геометрические формы этого объекта и количественные соотношения между
его числовыми параметрами. При этом математическая модель, отображая и
воспроизводя те или иные стороны рассматриваемого объекта, способна заме-
щать его так, что исследование модели даст новую информацию об этом объек-
те, опирающуюся на принципы математической теории, на сформулированные
математическим языком законы природы.
Математическая символика не только не оставляет места для неточности
выражения мысли и расплывчатого толкования написанного, но вдобавок по-
зволяет автоматизировать проведение тех действий, которые необходимы для
получения выводов. Математическая символика выполняет и ряд других очень
важных функций: сжимать запись информации, делать ее легко обозримой,
удобной для последующей обработки и получения выводов. Обширные стати-
стические сведения, собранные в результате эксперимента, удается посредст-
вом таблиц и аналитических формул сжать до весьма короткой записи.
Математика позволяет перевести «общежитейские», интуитивные подхо-
ды к действительности, базирующиеся на чисто качественных (а значит, при-
близительных) описаниях, на язык точных определений и формул, из которых
возможны количественные выводы. Не случайно говорят, что степень научно-
сти той или иной дисциплины измеряется тем, насколько в ней применяется
математика.
Владение математикой дает людям мощные методы изучения и познания
окружающего их мира, методы исследования как теоретических, так и практи-
ческих проблем. Использование математического моделирования, дедуктивных
методов и специального математического аппарата сближает гуманитарные и
естественные науки. Одним из основных стимулов интеграции естественных и
гуманитарных наук является математизация гуманитарных наук. Наблюдается