Стр. 108 - Студенческий сборник наука 2015

Упрощенная HTML-версия

108
ются как психологические и физические, возможно связанные с адаптацией в
школе и преобладанием в количественном составе мальчиков.
В работе использованы следующие
методы исследования
:
изучение литературы и поиск информации в сети Интернет; наблюдение и ана-
лиз отношений между школьниками с целью определения причин возникаю-
щих конфликтных ситуаций; тестирование, опрос; анализ и обработка получен-
ных результатов. Работа проводилась в течение третьей четверти 2014 – 2015
учебного года.
Теоретическая часть работы раскрывает понятие конфликта и его соци-
альную роль, причины возникновения и способы разрешения различных кон-
фликтных ситуаций.
Для подтверждения гипотезы, что в 5-6 классах существуют конфликты,
мы обратились к классным руководителям этих классов. Итак, наша гипотеза
подтвердилась – конфликты в 5-6 классах существуют. В чем же тогда их при-
чины, что побуждает школьников быть вовлеченными в такие ситуации?
Практическая часть работы содержит результаты тестирования самооцен-
ки навыков рационального поведения в конфликте, и опроса причин конфлик-
тов.
В исследовании принимали участие 42 обучающихся. Пятый класс
24 человека, из них 17 мальчиков (71%); шестой класс 18 человек, из них
10 мальчиков (56%).
На диаграмме самооценки рационального поведения в конфликте в пятом
классе самый высокий показатель критической оценки партнѐра-50%.Во время
конфликта стараются проявить знаки превосходства – 33% детей. Игнорируют
интересы соперника, обвиняют, приписывают ответственность только партнѐру
и даже переходят на личные оскорбления, крик-28%. Преувеличивают свои за-
слуги, видят всѐ со своей позиции-19%. Уменьшают заслуги партнѐра, припи-
сывают плохие намерения, задевают «больные точки» партнѐра -14%.
Самооценка рационального поведения в конфликте
5 класс
Критически оцениваю партнера
Приписываю ему плохие намерения
Демонстрирую знаки превосходства
Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру
Игнорирую интересы соперника
Уменьшаю заслуги партнера
Задеваю «больные точки» и уязвимые места партнера
Предъявляю партнеру множество претензий
Преувеличиваю свои заслуги
Раздражаюсь, перехожу на крик
Вижу все только со своей позиции
50%
14%
33%
28%
28%
14%
14%
9%
19%
28%
19%