Стр. 48 - СБОРНИК испр.

Упрощенная HTML-версия

Проблемой развития учащихся путем вовлечения их в исследовательскую
деятельность занимаются многие психологи и педагоги: А.В. Леонтович,
А.И. Савенков, Н.И. Дереклеева, А.И. Доровской, А.В. Хуторской, И.Д. Чечель
и др.
По мнению Леонтовича А.В. под исследовательской деятельностью сле-
дует понимать «…деятельность учащихся, связанную с решением учащимися
творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отли-
чие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы).
Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в
научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной
темой, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор соб-
ственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое ис-
следование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно
выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой
принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения». [2]
Исследовательская деятельность школьников помогает достичь одной из
важнейших целей образования – научить подростка самостоятельно мыслить,
ставить и решать проблемы, привлекая различные знания; уметь прогнозировать
различные результаты исследовательской работы.
Сейчас успешно действует практика научно-практических конференций,
на которых школьники выступают с сообщениями о результатах своих исследо-
ваний, выполненных под руководством школьных учителей или преподавателей
вузов. Исследовательская деятельность школьников становится средством инте-
грации образовательных программ общего среднего и дополнительного образо-
вания. Это позволяет ориентировать образование на свободный выбор школь-
ника видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений
о мире, развитии познавательной мотивации, способностей и склонностей.
Но для эффективной подготовки школьников к исследовательской дея-
тельности нужна программа и четкая организация такого вида деятельности.
Процессу организации исследовательской деятельности предшествует определе-
ние цели, задач, принципов, условий, содержания, форм и методов, которые бы
способствовали вовлечению обучающихся в исследовательскую деятельность.
Школьник, привлеченный к исследовательской работе должен обладать
следующими компетентностями: умением работать с литературой по выбранной
теме, умением осмысливать материал книжного источника, умением логически
выдержано, чётко и ясно излагать свои мысли.
Можно выделить этапы организации исследовательской деятельности
школьников:
выявление проблемы;
постановка проблемы;
постановка цели, определение предмета и объекта исследования;
формулирование гипотезы;
планирование и разработка учебных действий, выбор методов исследо-
вания;