времени. Частоты звукоряда представляют собой геометрическую прогрессию с
коэффициентом
12
2 1,059
, а временная организация – это звуки и паузы, нахо-
дящиеся в кратных отношениях.
Структура музыкального произведения представляет собой чередование
некоторых «блоков-модулей» определенной протяженности. Мелодические пар-
тии имеют, как правило, деление на мотивы, фразы, предложения и периоды, а
аккомпанирующие – явно выраженный периодический характер. И все это объ-
единено гармонией, своеобразными матрицами нормативных сочетаний звуков
из некоторой сетки частот.
Кроме частоты и времени следует отметить ритм, как основу всего музы-
кального движения, порядок сочетания во времени всех элементов музыкальной
речи, мелодии, гармонии и т.д. Ритм проявляется как равномерное чередование,
размеренность, происходящая с определенной частотой, последовательностью,
скоростью протекания. Ритм делит время на единицы и устанавливает между
ними числовые связи.
С XVII века в музыкальном искусстве утвердился тактовый (акцентный)
ритм, основанный на чередовании сильных и слабых долей. Ударный слог –
сильная доля, не ударный – слабая. Промежуток между двумя сильными долями
называется тактом и отделяется одной вертикальной линией.
Рассмотрим русскую народную песню «Во поле берёза стояла»:
|Во поле бе|рёза сто|яла|
|Во поле куд|рявая сто|яла|
Первая доля такта всегда сильная. [1] В связи с количеством долей в такте
различают простые такты (двух- и трехдольные), сложные (четырех-, шести-, де-
вяти-, двенадцатидольные) и смешанные (например, пятидольные). Размер такта
обозначается дробью, в которой числитель указывает на количество долей в
такте, а знаменатель показывает доли в зависимости от их длительности. Про-
стыми размерами считаются размеры:
2 4, 3 4
(в числителе дробей, указываю-
щих размер, стоят простые числа). Размеры
4 4, 6 8
– сложные размеры. Следует
отметить, что в математике
6 8 3 4
, в музыке же – нет! За основу размера
3 4
берётся длительность
1 4
, а за основу размера
6 8
– длительность
1 8
. Составные
(смешанные) размеры получают при сложении простых.
С ритмами мы встречаемся не только в музыке, но и в повседневной жизни:
день сменяется ночью, зима – весной, прислушиваясь к шагам на улице: раз-два,
левой-правой и т.д. Ритмами наполнена и математика. [3] Его основа – каждое
последующее число получается из предыдущего, если к нему прибавить еди-
ницу.
В математике ритм понимают, как синоним слову закономерность. Запи-
шем число
1
81
в виде десятичной дроби, тогда получим: