ляется составление экологических карт района школы. Ребята после таких заня-
тий бережнее и внимательнее относятся к окружающей среде, к природе родного
края.
Глоссарий:
неисчерпаемые запасы сырьевых ресурсов – inexhaustible sup-
plies of raw materials, экологическое образование – environmental education, не-
специализированные лаборатории – mainstream laboratory, внеурочная деятель-
ность – extracurricular activities, опытно-проблемная деятельность – development
problematic activities, запыленности воздуха – particulate air pollution, состояние
почвы – soil condition, атмосферные осадки – precipitation.
Ключевые слова:
экологическое образование, экологическое образова-
ние, опытно-проблемная деятельность, внеурочная деятельность, состояние
почвы, запыленности воздуха, состояние почвы, атмосферные осадки
Еще в древности люди обращали внимание на проблему загрязнения. Пла-
тон (427-347 гг. до н.э.) предлагал наказывать в случае загрязнения воды: «…если
кто испортит чужую воду, ключевую или дождевую, которая была собрана, отра-
вит ее, отведет в сторону с помощью подкопа или украдет, то пострадавший дол-
жен обратиться за правосудием к астиномам, оценив нанесенный ему убыток.
Кто будет уличен в том, что портит воду какой-то отравой, тот, кроме возмеще-
ния убытка, должен будет очистить водоем». Эти слова актуальны и сегодня.
Одной из примет нашего времени становится осознание необходимости
перемен в сложившихся стереотипах отношений человека и природы. Главная
идея этих отношений проста: не ждать милостей от природы, а подчинять её ин-
тересам развития общества. Но оказалось, что природа не обречена навеки быть
источником неисчерпаемых запасов сырьевых ресурсов и полезных ископаемых.
Более того, она не мастерская и даже не лаборатория, где допустимы лю-
бые эксперименты. Вообще природа существует не для человека и он, человек,
по отношению к ней никогда не станет властелином. Устранение устаревшей
идеологии нашего отношения к природе предполагает большую работу по пере-
стройке сознания людей, по его экологизации. Как помочь в этом современному
человеку?
Человек ХХI столетия по преимуществу рационалист. Он уже привык до-
капываться до любой истины через убедительные доказательства, через знания,
предлагаемые наукой, а следовательно, и в формировании экологического созна-
ния важнейшая роль должна принадлежать науке.
Ученики старших классов способны эффективно усваивать экологические
знания, включённые в содержание традиционных школьных предметов. И если
на уроках биологии проще вести разговор о традиционной биологической эколо-
гии, то уроки химии и географии открывают широкую возможность для разъяс-
нения тех знаний, которые представлены современной глобальной экологией,
экологией человека. На уроках, используя интерактивные способы изучения
можно ярко и убедительно продемонстрировать, как негативные стороны вме-
шательства человека в природную среду, так и возможные пути оптимизации ан-