813
повысить свою квалификацию и активный интерес к вопросам краеведения. Вы-
явлено, что старые методы оказываются часто неэффективными, ведь крестьян-
ство имеет практическое отношение к школе: научиться писать, читать, считать,
но не все и это осваивают; новые методы воспринимают в штыки, так как не по-
нимают их значимости, поэтому слабо поддерживают школу.
Проведя столь детальный анализ, исследователи пришли к выводу, что
преподавание в педтехникуме должно опираться на краеведческий материал с
практическими заданиями и практиками; предоставление краю по два места на
археологическом отделении Московского университета, Географическом инсти-
туте Ленинграда, физико-математическом отделении Томского университета для
создания кадров новых научных сотрудников с последующей обязательной прак-
тикой по культурно-образовательной работе в деревне; издание брошюр-сводок
по краеведению; организацию зимних поездок лекторов в сельские избы-чи-
тальни с темами: «Эволюция жизни», «Прошлое края»; организацию в широком
масштабе лекций в летний период по всем округам края; проведение инструк-
тажа учительства, издание брошюры-пособия «Как устроить музей при школе».
В общей сложности обе экспедиции преодолели более 2000 км. Работа ар-
хеологов музея Приенисейского края, проведенная в деревне имела научно-ис-
следовательскую значимость для развития краеведения и культурно-образова-
тельное значение для просвещения крестьянства. Представление широким мас-
сам крестьянского населения и туземцам возможности побывать на раскопе для
расширения их культурного кругозора, для борьбы с пережитками суеверий, ко-
торые еще бытовали среди неграмотного населения удаленных деревень, было
передовым шагом на пути борьбы с малограмотностью. Важной оставалась за-
дача распространения среди населения Приенисейского края представления о
богатствах губернии различными памятниками доисторического прошлого и
громадного значения для мировой науки исследования этих древностей с целью
сохранения и изучения этих памятников в интересах просвещения широких масс.
Список литературы:
1. Ауэрбах Н.К., Сосновских Г.П. Наша работа в деревне. Отчет о коман-
дировке в деревню в 1925 г. // Научный архив Института археологии и этногра-
фии СО РАН (НА ИАЭТ СО РАН) Ф.2. Оп.1. Д.234. Л. 17.
2. Вдовин А.С. «Крестьянская» археология // Мир Евразии. №3 (14). Июль-
сентябрь. 2011 С. 19-22.
3. Вдовин А.С., Макаров Н.П., Гуляева Н.П. Археологический кружок
имени И.Т. Савенкова (1923–1926 годы) + CD-приложение (фотоматериалы).
Красноярск: КНУЦ, 2015. 201 с.