Стр. 813 - сборник

Упрощенная HTML-версия

812
технике коллекционирования, о сборе коллекций полезных ископаемых края.
Был отмечен интерес со стороны учителей, так как активно задавались вопросы
по краеведению, археологии, о сборе материала. По вопросу проведения лекций
отзывались с энтузиазмом, многие крестьяне желали в них участвовать, но в лет-
ний период часто были заняты полевыми работами.
Распределение научно-популярной литературы – еще одна цель экспеди-
ции Н.К. Ауэрбаха и В.И. Громова. В населенных пунктах часто требовалась ли-
тература, доступная для понимания крестьянина по естественно-историческим
вопросам. Например, популярностью пользовалась книга М.А. Гремяцкого «Как
жили первые люди на земле» (1925 г.). По замечанию Н.К. Ауэрбаха: «В деревне,
несмотря на господство еще старых мировоззрений, замечается громадный ин-
терес к вопросу о происхождении человека и мироздания. У передовых крестьян
существует большая тяга к научной книжке». [1, л. 13] Литература была передана
во многие деревни и села Ачинского, Красноярского, Минусинского уездов.
Во время поездки осуществлялся учет и регистрация памятников древно-
сти, выяснялась возможность охраны наиболее ценных из них, поэтому мест-
ному населению давались пояснения о значении их для государства и разъясня-
лась необходимость бережного к ним отношения. К сожалению, исследователи
собрали массу сведений о разрушении многих памятников доисторических куль-
тур и даже опубликовали о таких «исследованиях» в газете «Красноярский рабо-
чий».
Наряду с культурно-просветительными целями, решались и научно-иссле-
довательские. Открыты четыре стоянки палеолита с остатками мамонта, оруди-
ями и одна неолитическая стоянка с инвентарем, обнаружен могильник медного
века с керамикой, медными украшениями и человеческими останками, три кур-
гана бронзового века с погребальным инвентарем и могила железного века, два
городища-укрепления с каменными стенами, писаницы с изображениями люде и
животных на скалах и курганных камнях. Собраны сведения для составления ар-
хеологической карты края по итогам посещения стоянок, сделаны зарисовки, со-
бран археологический и палеонтологический материал, который передан в музей
Приенисейского края. С результатами своих исследований археологи ознако-
мили местных сельских жителей.
Проведя большую работу в деревне, используя разные методы просвеще-
ния, пытаясь наглядно, опытно и практически донести информацию, популяри-
зируя краеведение, исследователи столкнулись с тем, что сельские учителя мало
подготовлены к применению новых методов преподавания. Иногда из-за отсут-
ствия необходимых знаний преобладала растерянность, не хватало учебников и
пособий, оторванность от центра, но при этом наблюдались большое желание