646
Таблица 4
Оценка налоговой нагрузки по методике Минфина РФ
Показатели
2013 г.
2014 г.
2015 г.
Отклонение, ±
По данным
организации
Средняя
по
отрасли
2015 г. к
2013 г.
2015 г. к
средней
по от-
расли
Величина налогов, тыс.
руб.
2142376 324023
934564
-
-1207812
-
Выручка от реализации,
тыс. руб.
31642204 29139781 27520868
-
-4121336
-
Прочие доходы, тыс. руб. 6154964 7609434
9487057
-
3332093
-
Итого доходы, тыс. руб.
37797168 36749215 37007925
-
-789243
-
Показатель налоговой
нагрузки, %
5,67
0,88
2,53
42,6
-3,14
40,07
Анализ налоговой нагрузки по методике Минфина рассчитан по начислен-
ным налогам. В расчете начисленных налогов не учитывались арендная плата и
экономические санкции за нарушение налогового законодательства. Минфин ре-
комендует считать нагрузку с учетом НДФЛ, поскольку главная цель данного
показателя оценить налоговую нагрузку по всем налогам организации. В иссле-
дуемом периоде можно отметить снижение налоговой нагрузки к 2014 г. с 5,67
до 0,88% и повышение к 2015 г. – с 0,88% до 2,53%.
Рассчитанный показатель налоговой нагрузки по методике Минфина при-
меняется в Федеральных налоговых службах России (ИФНС РФ) при планиро-
вании выездных налоговых проверок, однако налоговые органы исчисляют дан-
ный показатель по уплаченным, а не начисленным налогам.
В настоящее время налогоплательщик может самостоятельно оценить ве-
роятность проведения в отношении него выездной налоговой проверки, а также
прокомментировать данные своего бухгалтерского и налогового учета путем
предоставления дополнительных пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету
о финансовых результатах, снижая, таким образом, вероятность проведения ме-
роприятий налогового контроля, в том числе выездной налоговой проверки, в
отношении своей хозяйственной деятельности. Снижение вероятности проведе-
ния выездной проверки позволит избежать налоговой, административной, а в не-
которых случаях и уголовной ответственности [2].