636
сек производственными помещениями, транспортными и погрузочными сред-
ствами, низкое качество и высокая цена ульев - все это сдерживает развитие и
рост объемов производства и как следствие снижает производительность труда.
[1]
В современных условиях создание пчелоферм с использованием интенсив-
ной технологии для производства пчеловодческой продукции является перспек-
тивным направлением в развитии, как пчеловодства, так и агропромышленного
комплекса в целом. Однако реальных возможностей для массового создания
крупных производств практически не существует. Материальные возможности
даже у самых успешных пчеловодов достаточно ограничены, при этом риски,
связанные с данным бизнесом достаточно высокие. В результате собственных
средств на финансирование расширения своей пасеки и превращение ее в совре-
менное предприятие недостаточно, привлечение же заемных ресурсов доста-
точно проблематично.
Серьезной проблемой для большинства пчеловодов является тенденция
снижения цен реализации своей продукции. Насыщение регионального рынка
продукцией пчеловодства сказалось на динамике цен.
В таблице 2 приведена динамика цен на мед за последние годы, при этом
отражается сезонное колебание цен. [3]
Таблица 2
Индексы потребительских цен в Кемеровской области на мед пчелиный
натуральный, в % к соответствующему периоду предыдущего года
Месяц
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
январь
118,19 110,98 115,23 111,5 135,52 140,31 109,05 87,2
100,62 103,69
февраль 115,58 112,39 113,86 116,63 133,21 137,32 106,51 87,27 101,57 105,39
март
109,76 109,61 113,91 119,32 132,96 136,23 103,64 88,48 103,48 103,28
апрель
110,05 108,41 112,32 119,98 136,14 133,02 103,98 87,86 103,64 103,37
май
108,53 108,44 111,36 124,28 136,48 129,13 104,61 88,21 102,18 103,84
июнь
105,2 109,95 110,49 125,25 139,43 126,78 103,49 86,94 104,08 102,13
июль
107,75 111,97 109,24 127,71 143,6 126,76 97,66 86,07 104,23 103,35
август
112,06 110,84 112,31 131,73 143,83 124,15 92,97 86,98 105,01 103,16
сентябрь 111,39 112,88 112,08 130,96 145,24 121,2 92,22 87,96 106,11 101,91
октябрь 114,15 112,67 110,18 137,12 140,74 115,72 93,72 89,28 105,18 101,81
ноябрь
112,39 109,94 115,07 137,42 140,63 111,48 89,88 96,35 102,4 100,41
декабрь 111,56 111,98 114,92 135,09 140,6 111,12 87,57 99,23 103,64 100,4
За анализируемый период наблюдался рост цен на мед, однако в 2012 и в
2013 годах наблюдалось снижение цены, и как следствие снизилась рентабель-
ность пасек, а в ряде случаев это привело к их убыточности. Снизился спрос на
мед, увеличился объем нереализованной продукции пчеловодства, что в свою
очередь сдерживало развитие и увеличение существующих и новых пасек. В по-
следующий период рост цен возобновился, однако, как поведут себя цены завтра
вопрос открыт.