569
при данном режиме не уплачивается налог на добавленную стоимость, налог на
имущество организаций, но в целом, это скорее усиление налогового бремени
для субъектов отрасли.
На тот момент времени (после кризиса 1998 года) ситуация в сфере разви-
тия АПК казалась достаточно оптимистичной – на фоне взлета курса рубля по
отношению к иностранным валютам появилась возможность реально конкури-
ровать с западными товарами. Однако данное явление оставалось временным и
с ростом цен на составляющие сельскохозяйственного производства (прежде
всего, топливо), цены на отечественные товары стали постоянно расти, как ре-
зультат – опять невозможность конкурировать с продукцией импортного произ-
водства.
Видя такую ситуацию и продолжение аграрного кризиса, можно было бы
поддержать производителя, одним из вариантов, по нашему мнению, могло стать
установление дифференцированной ставки сельскохозяйственного налога, к
примеру, в первые два года занятия фермерством – 0%, или, установив ставку
0% для наименее рентабельных отраслей (для Кемеровской области – мясомо-
лочное разведение КРС). Однако, в связи с действующим законодательством
данного периода, ставка сельскохозяйственного налога не дифференцировалась,
да и при общем режиме нулевую ставку налога на прибыль старались практиче-
ски не применять.
При всем этом, представители власти оперировали понятием «аграрный
кризис» и упоминали о сложной ситуации на селе, в связи с чем, были разрабо-
таны соответствующие мероприятия, программы развития и поддержки отрасли,
а налоговое регулирование при этом не изменялось.
Отметим, что в проекте налоговой политики РФ на 2016-2018 гг. приори-
теты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики оста-
ются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой
системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долго-
срочной перспективе. [8]
То есть данный законодательный акт открыто указывает на то, что налого-
вая политика направлена на обеспечение, прежде всего, доходов бюджета, а не
на регулирование налогового бремени отраслей. С этой позиции становится по-
нятным отказ применения антикризисной налоговой политики в сфере АПК.
Этот же документ приводит примеры льготного стимулирования, где среди
основных налоговых расходов бюджетов, направленных на стимулирование эко-
номического развития, только по итогам 2015 года выделяются следующие
льготы по направлениям стимулирования: нулевая ставка по налогу на прибыль
организаций для сельхозпроизводителей позволила сэкономить аграрному сек-
тору сумму порядка 15 млрд рублей. На сегодняшний период нулевая ставка про-
должает действовать, но не раз обсуждался вопрос о ее отмене, так как действует
единый сельскохозяйственный налог. В связи с чем, следует утверждать, что как
только отмена произойдет, увеличится налоговое бремя сферы АПК на эти
суммы.