568
population (the need for food – the basic human unconditional reflex) and negligible
(or even negative) profitability (seasonally, depending on the weather, etc.).
Ключевые слова: государственное регулирование, агропромышленный
комплекс, налоговая политика, бюджет, экономический кризис, сельскохозяй-
ственные товаропроизводители.
Keywords: government regulation, agro-industrial complex fiscal policy, the
budget, the economic crisis, agricultural producers.
Основными механизмами государственного регулирования экономики яв-
ляются элементы бюджетно-налоговой политики: датирование, субсидирование,
налогообложение, кредитование и т.д.
Налоговая политика для любой сферы является очень важным звеном, осо-
бенно для АПК – в трудных экономических условиях это дополнительные рас-
ходы предприятия.
Здесь государство встречается с противоречием: огромная важность сек-
тора экономики и необходимостью пополнения бюджета, то есть нужно найти
«золотую середину» – учесть интересы субъектов отрасли, в части сохранения
их «на плаву» и чтобы налоги в бюджет поступали.
В период экономических преобразований начала девяностых годов про-
шлого столетия необходимо было, прежде всего, накормить население и о нало-
гообложении предприятий АПК речи быть не могло, наоборот, по налогу на при-
быль применялась (и применяется до сих пор) ставка 0%, что говорит об особой
важности отрасли.
По нашему мнению, такая налоговая политика поддержки отрасли должна
была привести к крепкому/устойчивому сельскому хозяйству, но здесь вмеша-
лись внешние политические и экономические факторы – зачем развивать свое,
когда так много дешевой (но не всегда качественной) продукции из-за рубежа.
[1, с. 167; 2, с. 84; 3, с. 219]
Фактически, большинство импортируемых товаров (в частности, «ножки
Буша», овощи, фрукты, продукты консервации и прочие) не позволили развить
отечественный АПК и привели к последующему кризису отрасли. [4, с. 308; 5, с.
365]
С выходом России из экономического кризиса, то есть, начиная с 1999
года, начинается построение структурированного налогообложения, вершиной
которого стал и является Налоговый кодекс, в котором было предусмотрено и
новое налогообложение сельскохозяйственных предприятий – единый сельско-
хозяйственный налог (ЕСХН). [6]
Кроме применения данного режима налогообложения, аграрные предпри-
ятия одновременно могли применять и другие налоговые режимы: общий режим
налогообложения, упрощенную систему и единый налог на вмененный доход
(только по отдельным видам деятельности). [7, с. 23]
Единый сельскохозяйственный налог предусматривает применение про-
порциональной ставки в 6%, а не 0% при общей системе налогообложения, зато