Стр. 35 - Куркина книга

Упрощенная HTML-версия

ситуаций. Здоровый образ жизни выражает ориентированность деятельности
личности в направлении формирования, сохранения и укрепления, как и
индивидуального, так и общественного здоровья.
Следовательно, важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у
детей активное отношение к собственному здоровью.
Обучение основам здорового образа жизни в рамках школьных предметов
в общеобразовательных учреждениях предполагает освоение каждым ребенком
некого оптимального, стандартного объема знаний и навыков. Недостатком
предметного обучения здоровью является абстрагированность, отстраненность
знаний от реальной жизни ребенка, его опыта и позиции по отношению к выбо-
ру стиля жизни. [2]
В связи с этим очень важно искать другие подходы, которые бы не только
создавали мотивацию к выбору ребенком поведения, способствующего здоро-
вью, а также побуждали его действовать. Такие возможности предоставляет си-
стема воспитательной работы, позволяющая через неформальное общение с
детьми, развитие их творческого потенциала решать задачи формирования здо-
рового образа жизни.
Сущность таких подходов заключается в том, что впервые формирование
здорового образа жизни рассматривается как важнейшая цель и составляющая
воспитательной работы, реализация которых возможна и в контексте суще-
ствующих разнообразных вариантов неформальной, творческой деятельности
детей, и как самостоятельное направление их творчества. Само детское творче-
ство выступает как главный инструмент этого процесса. Важнейшую роль в
этом должен играть выявленный детский потенциал обучения здоровью. Со-
творчество, совместное познание, взаимовоспитание, взаимообучение, партнер-
ство детей разных возрастов, семьи и педагогов – основные принципы, на кото-
рых должна основываться реализация этого потенциала. [3]
Все это должно формировать у ребенка способность к самооценке, само-
анализу своего стиля жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье свое-
го окружения, умение применять знания о здоровье в практической жизни и
стремление расширять эти знания, а также стимулировать детские инициативы,
направленные на укрепление здоровья.
Разработанные формы реализации детского потенциала отражают по-
требности и ожидания современных детей. Они позволяют решать не только
образовательные и воспитательные, но и коррекционные задачи. [1]
Особое внимание педагогам нужно обратить на формирование у детей
знаний, навыков, взаимоотношений с социальной средой, а также элементов
творческой деятельности, которые помогут им сохранить и укрепить здоровье,
а также сделать более здоровым свое окружение.
Реализация этого предполагает два направления: во-первых, это включе-
ние тем, которые раньше входили в систему так называемого гигиенического
воспитания (это оздоравливающее значение физкультуры и спорта, личной и
общественной гигиены, закаливания, гигиены умственного труда, питания,
профилактика инфекционных болезней, половое воспитание, профилактика
травматизма). Во-вторых, включение наиболее острых, актуальных проблем