Стр. 223 - Куркина книга

Упрощенная HTML-версия

воспитательного процесса, носитель знаний, образец поведения, здорового об-
раза жизни, адекватного отношения к здоровью.
Эффективность педагогической деятельности во многом зависит не толь-
ко от того, как учитель умеет координировать свои действия, поступки, выска-
зывания и эмоции, но и от состояния физического, психического и социального
благополучия.
Блок «Здоровье педагогов и школьников» АИС «СГМ» интегрирует пока-
затели общей и первичной заболеваемости, коэффициент хронизации заболева-
ний по всем классам и ряду отдельных групп заболеваний, позволяет оценить
показатели общественного здоровья путем индексации фактических данных
относительно стандартов благополучия, выработанных группой экспертов [45,
50].
За время наблюдения установлено снижение показателей заболеваемости
педагогов: общей – на 55,1%; и первичной – на 62,6%. Однако коэффициент
хронизации заболеваний (рассчитан как соотношение общего числа заболева-
ний по обращаемости и числа заболеваний, зарегистрированных впервые в
жизни) вырос на 19,9%. Особо выражен его рост в таких классах заболеваний,
как болезни нервной системы – в 3,0 раза; болезни крови, кроветворных орга-
нов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм, – в 2,4 раза;
болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена ве-
ществ – в 2,3 раза; болезни системы кровообращения – в 2,3 раза; болезни глаза
и его придаточного аппарата – на 23%.
Изменилась структура первичной заболеваемости педагогов. На фоне
увеличения долевого участия классов болезней органов дыхания и мочеполовой
системы снизилась доля классов болезней костно-мышечной системы и соеди-
нительной ткани, болезней глаза и его придаточного аппарата, которые в среде
педагогов принято рассматривать как школьнообусловленную патологию. При
детальном изучении выявлено, что значение показателя заболеваемости по
классу болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, рассчи-
танное на 1000 педагогов, снизилось на 69,3%; по классу болезней глаза и его
придаточного аппарата снижение составило 80,9%.
Одновременно с этим выявлено, что по обозначенным классам заболева-
ний снижение показателя болезненности менее выражено, чем снижение пока-
зателя заболеваемости. Так, например, по классу болезней органов дыхания
снижение составило 39,1%, а по классу болезней мочеполовой системы –
45,8%.
Вышеизложенное позволяет предположить, что педагоги стали чаще об-
ращаться в лечебно-профилактические учреждения по поводу уже ранее из-
вестной патологии, что привело к статистическому росту накопленной патоло-
гии и, как следствие, – росту коэффициента хронизации заболеваний.
В заключение установлено,
что индекс здоровья педагогов (по месту
работы), трактованный по последнему состоянию шкалы лингвистической
оценки его уровня (0,98-1,00 – хороший, 0,90-0,97 – приемлемый, 0,80-0,89 –
удовлетворительный, 0,60-0,79 – пониженный, менее 0,60 – низкий), в целом по
городу вырос с удовлетворительного – 0,88 в начале периода внедрения АИС