мейном и школьном воспитании; слабостью или отсутствием необходимой мо-
тивации на всех этапах возрастного развития.
Проблема формирования положительного отношения к занятиям физиче-
ской культурой является достаточно сложным процессом, он зависит от раз-
личных факторов.
При формировании мотивационно-ценностной ориентации
личности на положительное отношение к физической культуре, необходимо ор-
ганизовать реальный процесс физического воспитания таким образом, чтобы
сформировать потребность, увлечь в систему знаний и убеждений, направляю-
щих на познавательную и практическую деятельность.
Студенты, ориентированные на поддержание хорошей физической фор-
мы, обосновывают устойчивость собственной мотивации потребностью в пози-
ционировании себя среди других студентов в качестве уверенных в себе лично-
стей, вызывающих уважение у сверстников. Другая группа студентов получает
удовольствие от двигательной активности, испытывает радость от физических
занятий. Такие показатели указывают на то, что выбор студентами определен-
ного вида спорта зависит от того, насколько этот объект физической культуры
является для них значимым.
Молодежная субкультура на протяжении десятилетий имела несколько
специфичных для своего времени этапов развития. Вернемся к 60-70 годам со-
ветского общества, где физическая культура была интегрирована в культуру и
закреплена системой ГТО. Второй этап – это 70-80 годы, когда под влиянием
государства производился отбор спортивно-ориентированной молодежи через
сеть спортивных клубов и спортивных школ, чтобы обеспечить больший объем
высших спортивных достижений. Третий этап – 80-е годы, характерной осо-
бенностью которых, было расслоение спортивных ориентаций: формирование
сильной ориентации на спорт высших достижений и отношение к спорту, как
жизненному принципу. На четвертый этап сильно повлияло резкое изменение
социально-экономической ситуации в стране, результатом чего стало сокраще-
ние средней продолжительности жизни человека. В это же время наблюдалось
отсутствие обратной связи между проводимыми физкультурными мероприяти-
ями и их результатами.
Анализ исследований показывает, что физкультурная и спортивная рабо-
та среди студенчества все еще нуждается в глубоко продуманной научной базе,
которая должна быть, не только обеспечена ресурсами, но и подкреплена силь-
ной спортивной политикой.
Опираясь на статистику, еще в недавнем прошлом всего лишь около 10,0-
12,0% российских граждан активно занимаются физкультурой и спортом, тогда
как в экономически развитых государствах этот показатель достигает 40,0–
60,0%. Между тем, физическая культура укрепляет здоровье, которое, по оцен-
кам ряда ученых, на 50,0% зависит от образа жизни. Поэтому не стоит удив-
ляться тому обстоятельству, что по продолжительности жизни мы входим лишь
во вторую сотню стран мира. [4].
Это вызывает особую тревогу у руководства России и является одним из
ключевых моментов привлечения внимания президента страны и представите-
лей органов государственной власти к проблеме формирования потребности в