Стр. 342 - Студенческий сборник наука 2015

Упрощенная HTML-версия

342
и работы человека; люди, с которыми они взаимодействуют, социальные фак-
торы среды и чрезвычайные обстоятельства [7].
В литературе выделяют характерные симптомы стресса:
«физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна
(сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость
или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реак-
ции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе,
боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.);
эмоциональные
:
беспокойство, сниженный фон настроения, частые
слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной
судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражитель-
ность, нервозность по пустяковым поводам;
поведенческие
:
ослабление памяти, нарушение концентрации вни-
мания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений,
потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение во-
лос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), прон-
зительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение
пищевых привычек (голодание или избыточный прием пищи), злоупотребление
алкоголем, курением, лекарствами.
Физиологические изменения при стрессе направлены на максимальную
мобилизацию резервов организма: со стороны сердечно-сосудистой системы,
часто со стрессовых ситуаций начинается гипертоническая болезнь; интеллек-
туальные симптомы стресса особенно заметны у учеников и студентов в период
повышенных нагрузок. [8].
Результат исследования.
Одной из разновидностей стресса является экзаменационный стресс.
Экзаменационный стресс - это стрессовая ситуация при подготовке к эк-
заменам, который появляется в результате нарушенного режима отдыха и сна,
больших умственных нагрузок и эмоционального напряжения за результат эк-
замена. ЕГЭ – это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что повы-
шает его значимость, а, следовательно, и уровень тревоги учащихся.
В нашей школе психологом разработана серия мероприятий для учащих-
ся 10-11-х классов, учителей и родителей (законных представителей), которая
включает индивидуальные и фронтальные мероприятия по профориентацион-
ной подготовке, снятию эмоционального и физического напряжения, повыше-
ние сопротивляемости стрессу. Педагоги на протяжении 10 – 11 класса готовят
к экзамену анализируя результаты и типичные ошибки прошлых лет, прореши-
вая демонстрационные версии контрольно – измерительных материалов (ки-
мов), учат приѐмам снятия эмоционального напряжения .
Но при этом, проанализировав результаты анкеты, проведенной среди
учащихся 11-х классов в ноябре 2014года, при подготовке к написанию сочине-
ния по литературе как допуску к ЕГЭ, по методике субъективной оценки ситуа-
тивной и личностной тревожности И.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина [2], были
получены следующие результаты: у 68,0 % учеников повышенный уровень тре-
вожности. При этом ситуативная тревожность повышена у 56,0 % опрошенных,