Стр. 333 - Студенческий сборник наука 2015

Упрощенная HTML-версия

333
Промышленность удовлетворяла потребность сельского хозяйства в запчастях
максимум на 30-40% [2].
Важным источником восполнения дефицита запчастей стало использова-
ние внутренних резервов МТС. С первых дней войны развернулось движение за
сбор и реставрацию запасных частей. Особенное внимание уделялось замене
дорогостоящих материалов на более дешевые и имеющиеся в наличии.
Во многих МТС рабочие смогли организовать выпуск наиболее дефицит-
ных деталей. Тяжинская МТС построила собственную литейную мастерскую и
на месте там отливали до 200 деталей в месяц для тракторов и машин. В Кузе-
деевской МТС слесарь Л. Грибкова, работая на пайке радиаторных трубок, вне-
сла изменения в технологический процесс и при норме 75 трубок запаивала 355
радиаторных трубок в смену. Движение за реставрацию запчастей продолжа-
лось в течение всей войны и сыграло важную роль в обеспечении работы МТС.
Когда была завершена перестройка промышленности на военные рельсы,
а ведущие отрасли тяжелой индустрии нарастили производственные мощности,
у государства появилась возможность увеличить расходы на сельское хозяйст-
во. Начиная с 1943 г. производство запчастей для села приравнивалось к обо-
ронным заказам. Помощь промышленных предприятий, несмотря на опреде-
ленные трудности и не всегда выполняемые планы, сыграла значительную роль
в обеспечении МТС запасными частями, особенно на заключительном этапе
войны.
Значительный объем работ выполнялся и в порядке шефской помощи.
Шефство промышленных предприятий над колхозами, совхозами и машинно-
тракторными станциями было распространено и до войны, но в крайне тяжелых
условиях военного времени оно приобрело особое значение. В 1944 г. предпри-
ятия Кемерово шефствовали уже над 13 МТС и 5 совхозами и изготовили 32%
всех необходимых запчастей.
Трудности военного времени обостряла нехватка горюче-смазочных ма-
териалов. Недостаточная обеспеченность ГСМ неизбежно приводила к просто-
ям техники, что вело к срыву сельхозработ.
Все вышеперечисленные трудности военного времени в совокупности
значительно осложнили производственную деятельность МТС и отразились на
основных показателях их работы.
Кузбасские механизаторы стали активными участниками социалистиче-
ского соревнования. Одним из них была тракторная бригада И. Чаплыгина, о
которой говорилось выше. Она предложила последовать примеру рабочих-
многостаночников и соревноваться за две нормы на тракторе. В соревновании
участвовали и женщины-трактористки. Во время весенних полевых работ 1943
г. многие из них показали хорошие результаты. Для победителей социалистиче-
ского соревнования в мае 1943 г. в газете «Кузбасс» была учреждена Областная
Доска Почета, где отмечались успехи передовых районов, МТС, колхозов и
совхозов. Из числа механизаторов в течение 1944 г. туда были занесены трак-
торные бригады Т.П. Исаевой, Н.А. Майфед, С.Н. Валишевского из Кузнецкой
МТС, бригада А.В. Щербань из Сталинской МТС и другие, перевыполнявшие
нормы выработки [3].