Стр. 332 - Студенческий сборник наука 2015

Упрощенная HTML-версия

332
УДК 631.372 (571.17)
РАБОТА МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ СТАНЦИЙ
В ВОЕННЫЙ ПЕРИОД
Н. Федосеева
Научный руководитель Т.Ю. Хромова, к.и.н., доцент
После начала Великой Отечественной войны большая ответственность
легла на плечи тружеников тыла, которые в крайне неблагоприятных условиях
должны были провести перестройку всей экономики на военные нужды, фор-
сировать рост военного производства, бесперебойно снабжать промышленность
и Красную Армию необходимым сырьем и продукцией.
Приоритетной задачей на всех этапах войны было развитие военно-
промышленного комплекса, происходившего во многом за счет гражданских
отраслей, в том числе и сельского хозяйства. Денежные средства и материаль-
ные поступления, получаемые сельским хозяйством, не покрывали даже тех
расходов, которые оно несло в связи с проведением мобилизации. Резко сокра-
тилось производство запасных частей и инструментов.
Одновременно с первых дней войны происходило изъятие из сельского
хозяйства техники на нужды армии. Основной массив техники был сосредото-
чен в машинно-тракторных станциях, поэтому процесс мобилизации затронул
их в больше степени.
Накануне войны в сельском хозяйстве Кузбасса работало 1038 гусенич-
ных и 3020 колесных тракторов. В армейские части передавались в основном
гусеничные трактора как более мощные и проходимые. Следует отметить, что
большая часть оставшихся колесных тракторов представла собой устаревшие
марки СХТЗ и У-2. Тракторный парк в течение войны практически не обнов-
лялся, поступление техники в порядке эвакуации было минимальным – в 1942
г. в МТС Кузбасса поступило 24 колесных трактора и 17 комбайнов. Следстви-
ем была высокая степень изношенности техники[1].
Количество сельскохозяйственных машин и техники сокращалось в годы
войны не только из-за мобилизаций на нужды армии, но и за счет выхода их из
строя вследствие нехватки запчастей, отсутствия хорошей ремонтной базы. Ра-
ботникам машинно-тракторных станций приходилось искать новые пути ра-
ционального использования оставшейся техники и использования всех резервов
производства. Механизаторы стали чаще применять метод комплексного ис-
пользования техники. Уже в 1941 г. на уборке урожая комбайнеры использова-
ли агрегатный метод уборки, работая на сцепах двух комбайнов, экономя при
этом горючее.
Еще одним примером рационализаторства была уборка безмотор-ными
комбайнами с использованием тяги газогенераторного трактора ХТЗ. Приходи-
лось механизаторам работать и над усовершенствованием сельхозмашин.
Важнейшей задачей было сохранение машинно-тракторного парка в ра-
ботоспособном состоянии. Особое значение в связи с этим имела проблема за-
пасных частей, ведь значительная часть техники была старой и изношенной.