170
верхняя одежда – стеганый халат и шубы. Украшения – накосники, серьги,
кольца, перстни, браслеты, броши из меди и серебра. К блюдам традиционной
кухни относятся тутмаш, канн, торгом, а также супы из мяса сусликов, сурков,
барсуков, вяленое конское мясо, засоленный подшейный жир лошади, большие
пельмени в форме полумесяца, пироги, блины, печенье, заимствованные у рус-
ских. Традиционными напитками и продуктами из молока можно назвать ай-
ран, чегень, аракы, сыры, варенец, сметану и др.
Общественным укладом телеутов до их вхождение в состав России слу-
жила кочевая улусная организация. Улусы XVII-XVIII вв. представляли объе-
динение родов (ссеков). Власть в улусе наследовалась в рамках одного «княже-
ского» рода, при котором существовали особые привилегированные кланы, от-
личавшиеся от различных категорий населения.
Шаманизм, основой которого является анимизм, – традиционная религия
народа. По представлениям шаманов (камов) Вселенная состоит из нескольких
сфер. Небо имеет 16 слоев (кат), на которых живут духи-небожители (ульгени).
В приобщении народа к христианству большую роль сыграла Алтайская
духовная миссия. В конце XIX в. Миссионеры открыли в телеутских селениях
первые школы, а вначале XX века сформировалась национальная интеллиген-
ция: священники, учителя, краеведы.
Среди национальных обычаев интересны две формы брака – сговор (сва-
товство) и умыкание (похищение). Вплоть до 1920-х гг. практиковались браки
несовершеннолетних: взрослую девушку выдавали замуж за 10-12-летнего
мальчика. Свадебные церемонии, как правило, включали сватовство (куда), ми-
рение (яраштык) и свадебный пир (той). Телеуты считают покровительницей
детей Май-эне-молодую, красивую добрую женщину. Ритуал укладывания ре-
бенка в колыбель совершался в новолуние в присутствие только старых людей.
Похоронно-поминальный обряд во второй половине XIX в начале XX вв. в ос-
новном соответствовал православным нормам (кроме телеутов-мусульман).
Православные исповедовали перед смертью, отпевали покойников, умерших
хоронили обычно на второй день после смерти или же в день смерти. С конца
XIX в. В общественный быт прочно вошли христианские праздники. Традици-
онные телеутские ритуалы приурочивают к церковным датам. Обычай коллек-
тивных угощений по случаю осеннего забоя скота сохранялся вплоть до сере-
дины XX в.
Телеуты., теленгеттер, паят-тар, татарлар (самоназв.), народ в России
(числ. 3 тыс. чел.), большинство (около 2,5 тыс.) живут в сельской местности и
городах Ведовского, Гурьсвского и Новокузнецкого р-нов Кемеровской облас-
ти. Небольшие группы – в Заринском и Кытмановском р-нах Алтайского края и
Шебалинском районе Республики Алтай. Основные этнографические группы в
19 в. – бачатская, томская, алтайская, чумышская. Говорят на одном из южном
диалектов алтайского языка. Письменность на русской графической основе.
Большинство верующих телеуты православные. Значительная часть придержи-
вается традиционных представлений. Древнейшие предки телеутов – племена
группы теле эпохи древних тюрков, к которым восходит этническое имя народа
телеуты. В русских источниках телеуты (белые колмыки) впервые упоминают-