между планетами – тот же, что и шкала высоты музыкального звука. Каждая пла-
нета, двигаясь с постоянной скоростью, проходит определенное расстояние, со-
здавая звук. По мере того как расстояние планет от центра увеличивается, а вра-
щение планет ускоряется, звук становится выше. Именно так Пифагор представ-
лял себе музыку, которая звучит по всей Вселенной.
Пифагор утверждал, что «музыка очень благотворно действует на здоро-
вье, если заниматься ею подобающим образом». Поэтому пифагорейцы, «отходя
ко сну» очищали разум от дневного смятения и шума определенными песнями и
особого рода мелодиями и этим обеспечивали себе спокойный сон с приятными
сновидениями. [4] О влиянии музыки на человека с древности было хорошо из-
вестно многим ученым, однако на связь музыки и чисел первым указал именно
Пифагор.
Аристотель (384 до н. э. – 322 до н. э) – древнегреческий философ, есте-
ствоиспытатель, социолог, психолог, эстетик, музыкальный теоретик. По Ари-
стотелю, главное значение музыки – познавательное и нравственно-наставляю-
щее; музыка должна сделать нашу жизнь более «радужной», доставлять «без-
вредную радость» и «интеллектуальное развлечение». В отличие от Платона,
Аристотель считал, что музыка способствует узнаванию истины; она подражает
различным человеческим характерам, реально существующим или возможным.
Аристотель определяет музыку как род движения; её физическая основа – дви-
жение воздуха, возникающее от столкновения тел и переданное слуху. Обобщая
практику, Аристотель анализирует лишь одноголосную мелодию, считая, что
«смешение звуков» делает их эстетически несовершенными, «тусклыми». Ин-
струментальная музыка, хотя и обладает художественными достоинствами, мо-
жет достигнуть лишь ограниченного познавательного и этического результата.
Полная же реализация всех потенций мелодии осуществима лишь в сочетании с
поэтическим словом и танцем. Анализируя нравственно-воспитательные свой-
ства ладов, Аристотель делит их на этические и практические. Те же принципы
применимы к ритмике: «одни ритмы имеют более спокойный характер, другие –
подвижный; в одних движения более грубые, в других – более благородные».
Аристотель полагал, что музыка предназначена прежде всего для воспитания
«свободнорождённых», для заполнения их разумного досуга, между тем как про-
фессионально заниматься ею следует лишь рабам и «несвободным ремесленни-
кам».
Жан Лерон Д'Аламбер (16.11.1717 – 29.10.1783) – французский философ,
математик, физик, астроном, музыкальный, акустик и эстетик. Рассуждения о
музыке встречаются в философских и литературоведческих сочинениях Д'Алам-
бера. По словам Р. Роллана, «из всех энциклопедистов Д'Аламбер был самым
музыкальным». [5] По Д'Аламберу, музыка обладает способностью отражать
действительность посредством воспроизведения вызываемых ею ощущений. Во-
кальную музыку он ставил выше инструментальной. В книге «Элементы теоре-
тической и практической музыки» (1752) Д'Аламбер популярно изложил учение