Приступим теперь к анализу яблок. Здесь мы встретимся с таким затруд-
нением: в яблоках содержится фермент аскорбиноксидаза, в присутствии кото-
рого аскорбиновая кислота быстро окисляется на воздухе. Чтобы этого не про-
изошло, анализ надо проводить в кислой среде.
Тонким ножом из нержавеющей стали вырежьте из предварительно взве-
шенного яблока пробу в виде ломтика, от кожуры до сердцевины с семечками.
Витамин С распределен в толще яблока неравномерно, а мы хотим сделать ана-
лиз не какой-то одной зоны, а яблока в целом. Этот ломтик перенесите в фарфо-
ровую ступку с разбавленной
соляной кислотой
и тщательно разотрите пести-
ком. Добавьте раствор
крахмала
и титруйте смесь разбавленным раствором
йода
.
Массу пробы определим по разности: взвесим яблоко до анализа, целиком, а за-
тем еще раз, без ломтика.
Но точен ли наш способ? Ведь в соке есть не только витамин С, но и другие
органические вещества, которые тоже могут реагировать с йодом (хотя и мед-
леннее, чем
аскорбиновая кислота
). И все же способ достаточно точен. Приво-
дим результаты, полученные нами при одном из определений.
Из купленных в аптеке плодов шиповника приготовили отвар – 25 г плодов
на 0,5 л воды. По йодному методу содержание витамина С, в расчете на сухие
плоды, составило 3,8% (по справочным данным, в сухом веществе плодов ши-
повника содержится 4,5% витамина С), В свежевыжатом соке апельсина оказа-
лось 0,05% витамина, а в консервированном – 0,075% (по справочным данным,
– 0,04%). Если учесть, что в различных плодах даже одного сорта содержание
витаминов, как правило, колеблется, то следует признать, что метод дает доста-
точно полное представление о содержании витамина С.
Исследования школьников сопровождаются разнообразной деятельно-
стью. Они делают обзор научной литературы, вычерчивают таблицы, графики,
диаграммы, составляют информационные листки, создают банки данных. Важ-
нейшим звеном этого этапа является составление экологических карт района
школы или города.
Часто исследование перерастает в компанию или акцию защиты окружаю-
щей среды. Ее цель – достижение конкретных результатов по сохранению при-
роды. Школьники готовят воззвания, рассылают информационные листки и
карты в соответствующие инстанции, составляют обращение, проводят пресс-
конференции, публикуют статьи в газетах, выступают перед населением, участ-
вуют в митингах в защиту природы.
Список литературы:
1. Платон. Собрание сочинений в четыpех томах / Платон. – т.3, М., :
Мысль, 1994. – с. 420;
2. Абрамова М. Как наше слово отзовется / М. Абрамова. // Воспитание
школьников. – 2005. – N 1. – с. 15-17;
3.
Антишина И. В. Организация и проведение школьных экологических
экспедиций в контексте административного права / И. В. Антишина, Д. А. Дела-
ров. // География и экология в школе XXI века. –2008.–№ 10. – с. 18-20;