Стр. 119 - СБОРНИК испр.

Упрощенная HTML-версия

окружающей внешней средой», вырабатывают гуманистическое и естественно-
научное мировоззрение.
Практические задания для исследования учителем подбираются, исходя из
реалий жизни. Принцип, на который они опираются, может быть сформулирован
следующим образом: «Все, что изучается, должно стать для ученика личностно-
значимым, повышать его интерес и уровень знаний». Они могут быть двух видов
теоретического и прикладного (опытно-проблемного).
Теоретический вид
предполагает изучение литературы, подготовку докла-
дов, написание рефератов.
Опытно-проблемный
вид
– это самостоятельное исследование по описа-
нию природных ресурсов, изучению отдельных видов растительного и живот-
ного мира, экологического состояния родников и водоемов, разработке экологи-
ческой тропы и т.д.
В процессе деятельности обучающиеся узнают о выдающихся российских
ученых в области естественных наук, их достижениях; об основах теории В. И.
Вернадского о ноосфере; содержание понятий научной работы (объект, предмет,
гипотеза, цели, задачи экологического исследования); о сущности биоиндикаци-
онных методов экологического мониторинга; о разновидности электронных ка-
талогов; видах литературы, необходимой для организации исследовательской
работы.
В своей статье мы приводим примеры некоторых методик тех исследова-
ний состояния окружающей среды, которые можно легко осуществить в школе.
1. Наблюдения за атмосферными осадками
1.1. Во время дождя отобрать пробы дождевой воды, выпавшей непосред-
ственно из облаков (не стекающей по крыше или деревьям). Определить показа-
тель ее кислотности по индикаторной бумаге и сравнить его с показателем для
чистой дождевой воды.
1.2. Изучить распределение снежного покрова в вашем микрорайоне. От-
метьте места самого раннего и самого позднего таяния снега в жилых кварталах.
Выясните, от чего это зависит. Установите наличие или отсутствие примесей
технической соли в пробах снега вблизи проезжей части улицы, на тротуарах, в
отдалении от них. На какое расстояние распространяется соль в сторону от до-
роги? Наличие соли легко установить при выпаривании капельки талой воды на
чистом стекле.
1.3. Провести наблюдения за стоком талых и ливневых вод по улицам и
тротуарам. Отметьте направление и интенсивность поверхностного стока. Учи-
тывайте частую смену направлений стока воды в городских условиях.
Для кварталов и улиц, оборудованных системой подземных коллекторов
ливневых вод (по решеткам) отметьте случаи засорения или переполнения этой
сети. Проследите, куда сбрасывается загрязненная вода из ливневой системы.
2. Наблюдение за состоянием почвы
2.1. Выбрать место, где почва видна на глубину полного профиля (ямы для
посадки деревьев, траншеи под телефонный кабель), или сделайте почвенный